Загадочная «Повесть». Подробности жизни святой княжеской четы известны из «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной Ермолаем, который скромно называл себя Прегрешным, (в монашестве - Еразм) в середине XVI века. Кстати, редкий случай, что имя автора времен Ивана Грозного нам известно.
Создавал Ермолай (Еразм) литературное произведение на основе дошедших до него народных преданий по поручению митрополита Макария в связи с тем, что на церковном соборе 1547 года Петр и Феврония были причислены к лику святых благоверных князей.
В итоге у Прегрешного по жанру получилось не житие святых в строгом смысле слова (хотя повесть нередко называют житием), а именно увлекательное повествование о жизни Петра и Февронии. Где переплелись христианские и народные, сказочные мотивы. Настолько популярной стала повесть в средневековье, что расходилась среди читателей в сотнях списков, многие из которых сохранились и по сей день.
Но в «Повести» столько откровенно сказочного, что сам митрополит Макарий не включил это произведение в «Великие четьи-минеи» — свод житийных и других церковных книг. Слишком уж много легендарного в этой истории.
Начать хотя бы с рассказа о том, как Пётр еще до княжения убил особым «Агриковым» мечом огненного змея, приходившего к жене его брата — муромского князя Павла «на блуд» в облике ее мужа!
Однако от капель крови змея тело Петра покрылось струпьями, он тяжко заболел. А исцелить его смогла мудрая дева Феврония, дочь «древолазца» - бортника, занимавшегося добычей дикого меда. Февронию князь отыскал в деревне Ласково на Рязанской земле. Девушка обладала даром пророчества и целительства. Так отразились в «Повести о Петре и Февронии» народные сказки, - об огненном змее и о мудрой деве.
Однако, даже по этой повести, непросто поначалу складывались отношения будущих супругов. А когда это было просто? Мудрая Феврония обусловила помощь Петру обещанием на ней жениться. То есть выбор получается, сделала первой она. Что и бывает в жизни. Всем же понятно, что мужчина выбирает жену, которая уже выбрала его.
Петр же, во многом из-за различия в социальном статусе, он ведь был князь, она — простолюдинка, сразу не решился сделать предложение. А уж когда болезнь возобновилась, потому что мудрая дева на всякий случай сохранила один струп, то он все-таки решился. И поженились. И возникла крепкая, верная любовь.
Однако снова препятствия - женитьба князя на крестьянке возмутила муромских бояр. И Петр с Февронией, не желая разводиться, отказались от княжения и отплыли по Оке на двух кораблях или ладьях. Без князя в городе возник мятеж. И бояре упросили Петра и Февронию вернуться. И Феврония полюбилась горожанам. Так что и эту преграду к своему счастью преодолели супруги.
Правили они в Муроме справедливо, не сурово, а милостиво, однако, без слабости. Умная благочестивая супруга князя, вышедшая из простого сословия, помогала ему практическими советами и делами благотворительности. В средневековье, когда общество было разделено на сословия, такая семья производила огромное впечатление.
На склоне лет Петр и Феврония ушли в монастыри, оставив княжение. Приняли в монашестве имена: он — Давида, она — Евфросинии. Умерли, как мечтают все счастливые супруги, в том числе герои сказок, в один день и час. И завещали похоронить себя в одном гробу, разделенном перегородкой.
Это показалось по тогдашним представлениям неприличным, хоронить рядом монаха и монахиню, и поначалу положили в разных гробах и в разных обителях. Но и эти условности преодолела их любовь и верность. На следующий день чудесным образом в одном гробу нашли потом оба их тела. И в итоге горожане выполнили завещанное святыми супругами и похоронили их вместе.
Они - настоящие!
Многим хочется, чтобы за повестью с таким количеством чудесных явлений стоял реальный исторический фон. Чтобы Петр и Феврония точно не были плодом народного воображения (а есть и такая версия).
Дело-то в том, что ни Петра, ни Павла — князей с такими именами — по летописям в Муроме не было. Вот оно еще одно сомнение в этой истории!
Зато был в Муроме князь Давид (Давыд) Юрьевич, предположительно родившийся в 1167 году. В летописи упоминаются он, его жена и, что еще примечательнее, дети и даже внук (в отличие от «Повести о Петре и Февронии», где о детях святых супругов ничего не говорится).
Есть историки, которые считают, что князь Давид Юрьевич и его супруга и были святыми Петром и Февронией. Только в летописи зафиксировалось имя князя, полученное в монашестве — Давид (Давыд). Такое случалось.
Если придерживаться этой версии, то надо признавать, что Петр из «Повести» — это Давид Юрьевич, а Павел — его старший брат Владимир Юрьевич, принявший имя «Павел» после крещения.
Муромские князья на рубеже XII и XIII веков были на стороне владимирских. Петр (Давид) присутствовал во Владимире при выдаче замуж дочери великого князя Всеволода Большое Гнездо в 1187 году.
А в 1196 году муромские князья Владимир (Павел) и Давид (Петр) участвовали в походе князя Всеволода Большое Гнездо на Чернигов. В интервале между в 1203-1205 годами Давид принял правление Муромским княжеством после кончины брата.
И вскоре пришел на помощь владимирском князю Всеволоду в его походе на Рязанскую землю. То есть не только за невестой туда ходил.
После смерти Всеволода Давид выступил в междоусобной битве за владимирский престол на реке Липице, приняв сторону Юрия (Георгия) Всеволодовича и его младших братьев против старшего — Константина с союзниками. И, значит, муромский князь оказался в числе проигравших в этом сражении.
В летописях под 1220 год находят и упоминание сыновей Давида (Петра) и Февронии — Юрия и Святослава Давидовичей. И даже их внук упомянут — Олег Юрьевич. Есть сведения, что сын и внук ходили вместе с Юрием Всеволодовичем в поход на волжских булгар.
Правда, не ясно из летописей, где Петр принял постриг. Есть только предположения.
А вот что касается кончины святых Петра и Февронии, то по историческим данным она пришлась на Пасхальную Седмицу — в апреле 1228 года.
Почему же тогда день их почитания установлен на 8 июля (25 июня по церковному календарю)? Возможно, это дата перенесения их мощей.
Народная вера. Однако все исторические сомнения в тех или иных фактах о Петре и Февронии преодолеваются их почитанием в течение столетий.
Недаром их причислили к лику святых уже при Иване Грозном. Уже тогда Петра и Февронию помнили и прославляли не только на муромской земле. К XVI веку они были известны и московской великокняжеской семье, в чьи непосредственные владения входил Муром.
Так что народная вера в существование святых супругов и является главным доказательством их реальности и силы тех семейных ценностей, которые они олицетворяют.
В последние десятилетия история семьи и любви Петра и Февронии заново и широко открывается. Сегодня они - пример для поклонения и подражания всей православной церкви и всей России.
Число посвященных им храмов и часовен приближается к сотне - в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Установлены десятки памятников Петру и Февронии в разных городах. Один из первых памятников святым Петру и Февронии появился в Муроме.
И не найти православного храма на Руси, где бы не было их икон.
А вот как издавна принято святых супругов изображать на иконах: фронтальные фигуры святых в рост, либо повернутые к зрителю на три четверти, в облачениях либо княжеских, либо монашеских.
Иногда святых изображали с молитвенно простертыми руками – одна рука друг к другу, другая – вверх, как символ верности друг другу и Богу.
Между фигурами размещали иногда изображение храма, символизируя укрепление святыми веры.
Встречаются изображения святых Петра и Февронии со свитками в руках и надписью из жития: «Наказан бысть в добре исповедании и целомудрии праведно власть свою правя». Канонической считается икона святых, стоящих в ладье - в память о событии, когда они временно покинули Муром по реке).