9 июля в 15:42

Мариинский театр представил оперу о граде Китеже в Суздальском Кремле

Вечером 8 июля симфонический оркестр, солисты и хор Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева выступили в Суздальском кремле под открытым небом с фрагментами из эпической оперы «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Музыкальный шедевр Римского-Корсакова сопровождался захватывающими световыми проекциями на стенах Архиерейских палат. Тысячи зрителей, для которых вход был бесплатным, собрались на этот грандиозное шоу к 1000-летию Суздаля.

Еще накануне, 7 июля, концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева состоялся во Владимире,  на сцене владимирского Областного дворца культуры и искусства.

И вот 8 июля, в День семьи, любви и верности, поклонники музыки задолго до начала представления фрагментов легендарной и мощной, последней эпической оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» стекались к сцене, установленной позади Архиерейских палат в Суздальском Кремле.

Понимая, что никаких стульев от организаторов для тысяч людей не хватит, опытные любители музыкальных представлений в Суздальском кремле принесли с собой складные стульчики, «пенки», пледы или другие средства размещения прямо на траве.  Другие просто стояли, внимая великой музыке. Люди заполнили все подступы к сцене, а в качестве «балкона» использовали древний крепостной вал. 

На сцене Мариинского театра грандиозное «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» идет более четырех часов. В Суздале даже только сцены из нее захватывали дух в течение двух с половиной часов. 

Главные партии исполнили как признанные, так и молодые звезды оперной труппы Мариинского театра: Ирина Чурилова, Александр Трофимов, Юрий Воробьёв, Сергей Семишкур, Максим Даминов, Светлана Карпова, Екатерина Крапивина, Екатерина Савинкова и другие.  Солисты и хор выступали в гриме и великолепных костюмах, созданных по традициям иконописи. 

Причем, действия артистов на сцене постоянно позволяли видеть и большую часть оркестра, расположенную более глубоко, с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом.

При этом смотреть зрителям приходилось, поворачиваясь на 360 градусов! 

В огромном концертном зале под открытым небом впереди выступали артисты на сцене. По правую руку и позади открывался панорамный вид на суздальские пейзажи. А слева на  стене Архиерейских палат в духе оперы из былинного пошлого Руси сменяли друг друга образы проекционного шоу «Свет Суздаля». Оно создано при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Мотивами сказочного визуального ряда стала графика Ивана Билибина, мстёрская лаковая миниатюра, иконопись, традиционное шитьё, резьба по камню, хохломская роспись и другие ремёсла.

Более 100 лет насчитывает удивительная и непростая судьба этой оперы, премьера которой состоялась в Мариинском театре еще в 1907 году. С тех пор театр не раз к ней возвращался. Сейчас — новое открытие. В «Китеже» раскрывается мир легенд и сказаний,  потаенная христианская Русь. 

Действие происходит во время монголо-татарского нашествия и повествует о граде Китеже, который был спасён от разорения, и в один прекрасный день вместе со всеми своими зданиями и жителями исчез. Божьим промыслом он сделался невидимым, сгустился туман, и под звуки колокола град Китеж погрузился в воду озера Светлояр, став местом идеальной жизни для праведников и святых. Одним из героев является владимирский князь Юрий Всеволодович. Но в центре внимания — дева Феврония (солистка Ирина Чурилова). Ее единственную принимает сокровенный Китеж, где Феврония находит суженого. 

Вдохновляла Римского-Корсакова, конечно же, и повесть о Петре и Февронии Муромских, созданная в XVI веке.  

Озеро Светлояр, куда по преданию погрузился Китеж, находится в Нижегородской области. Однако роднит потаенный город с Суздалем версия ряд исследователей о том, что название «Китеж» происходит от села Кидекша.  

Римский-Корсаков в своем «Китеже» приблизил вокал к древним крестьянским распевам, отличающимся от европейской гармонии, включил в действие много коллективных молитв и личных исповеданий.  

Мастерское исполнение музыки великого композитора и великолепные голоса артистов Мариинского театра, их драматический талант, — все это было головокружительно хорошо в этот вечер на фоне Суздаля.

Уже в 11 часов вечера, когда завершилось выступление. Раздались овации, крики «браво»! Выразить благодарность Валерию Гергиеву и его коллективу, всем организаторам события на сцену вышел губернатор Александр Авдеев.

- Сложно себе даже представить лучший подарок на тысячелетие Суздаля,  чем феерия музыки и вокала в исполнении солистов и оркестра Мариинского театра, которую мы сегодня увидели. Чтобы подготовить такое шоу, надо было работать как дружная команда, как единая семья. Огромное спасибо и музыкантам, и тем, кто организовывали световое шоу. Это действительно большой труд. Большая семья Мариинского театра, большая команда Владимиро-Суздальского музея заповедника во главе с Екатериной Проничевой могут делать вот такие чудеса, - сказал Александр Александрович.

Он упомянул и впечатляющее число зрителей: примерно 4500 человек посмотрели это замечательное представление. 

- Отрадно, что всё это происходит как раз в День семьи, любви и верности. Это наш, владимирский праздник, родом из Мурома, в честь благоверных князей Петра и Февронии. В этот день всем желаю: храните друг друга, любите друг друга! Пусть будут счастливы ваши семьи! И мы всегда рады гостям здесь, в Суздале. У нас ещё будет много мероприятий и торжеств, посвящённых тысячелетию, - добавил губернатор.

И особо обратился к Валерию Гергиеву:

- Ещё раз огромное спасибо, Валерий Абисалович! Мы вас очень любим и всегда ждём.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 16:10 В Городской больнице №5 во Владимире открыли новый переход между корпусами
В Городской клинической больнице №5 в Добром открыли новый отапливаемый переход между двумя основными корпусами. Одна из медсестёр, работающая в больнице уже 40 лет, признаётся, что не понимает, как персонал мог жить без…
вчера в 14:07 Владимирцам рассказали о методах противодействия кибермошенникам
С 25 июля этого года банки начали приостанавливать переводы граждан на мошеннические счета, а если этого не делают, то несут финансовую ответственность перед пострадавшим клиентом. Как именно работает новый закон, мы обс…