От свадьбы до пострига.
Соломония (ее также называли Соломонидой) происходила из боярского рода Сабуровых, родоначальником которого считается ордынский мурза Захарий Чет, крестившийся примерно в 1330 году.
В 1505 году, когда было Соломонии всего 15 лет, великий князь Василий III выбрал ее в жены из сотен знатных девиц. Это свидетельствует о ее красоте и других достоинствах. Одни пишут, что она стала избранницей из 500 девушек, а кто-то указывает, что даже из 1500! Такой способ выбора невесты для государя из такого количества кандидаток был применен на Руси по примеру смотрин, которые проводили византийские императоры.
Поначалу супружеская жизнь великокняжеской четы выглядела счастливой. Соломония прославилась в Москве милостями по отношению к нищим, вдовам и сиротам, украшением храмов. При покоях великой княгини в Москве была мастерская церковного лицевого шитья. Считается, что Соломония сама вышила покров на раку преподобного Сергия Радонежского. Этот древнерусский вид прикладного искусства она поощряла потом и в Суздале.
Однако главной проблемой брака Василия и Соломонии стала бездетность в течение почти двух десятков лет.
Желание иметь сына-наследника стало идеей фикс для Василия III.
Наконец, государь всерьез задумался о разводе, что было беспрецедентным решением для XVI века.
Боярская дума сразу поддержала эту идею Василия Ивановича. Мол, «неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника»...
Считается, что против развода выступали митрополит Варлаам, преподобный Максим Грек, инок Вассиан (Патрикеев) и воевода Семен Курбский. Они подверглись опале.
Смелые это были люди! Например, инок Вассиан на вопрос о разводе изящно ответил великому князю: «Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя».
И все-таки с благословения нового митрополита Даниила Василий III смог осуществить задуманное: развестись и отправить Соломонию в монастырь.
В поисках основания для развода было устроено следствие «о неплодстве». И родной брат Соломонии Иван, как сообщается, засвидетельствовал общение сестры с «ведуньями» и то, что она «смачивала» «заговорённой водой» одежды мужа.
Ее постриг состоялся в Москве в 1525 году, и о его обстоятельствах данные противоречивые. По одной наиболее распространенной версии постриг был насильственный.
По другой версии, которая даже попала в летописи, Соломония сама просила о разводе и пострижении, понимая, что не может родить наследника престола.
Так или иначе, великая княгиня была пострижена в черницы с именем София в московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Встречаются сведения, что она провела несколько месяцев в Каргополе. А 20 ноября 1526 года Софию (Соломонию) привезли в суздальский Покровский девичий монастырь. К тому времени он давно уже был статусной обителью для монахинь из знатных родов. Кроме того, сама Соломония патронировала этот монастырь как великая княгиня.
Василий III женился на Елене Глинской, в браке с которой родились два сына: в 1530 году — Иван, будущий царь, получивший прозвание Грозный, и еще через два года — Юрий, который носил титул князя Углицкого.
В жизнеописании святой Софии Суздальской сказано, что в обители она вела жизнь обычной черницы, много молилась и трудилась, и даже своими руками выкопала колодец в обители.
Однако известно, что Василий III все-таки не оставил бывшую супругу совсем без средств: даровал «старице Софии» в пожизненное владение дворцовое село Вышеславское в Суздальском уезде.
Также она развивала в монастыре мастерскую лицевого шитья. К шедеврам вышивальщиц Покровского монастыря XVI века относят знаменитый покров на гробницу святой Евфросинии Суздальской. Этот ценный экспонат ВСМЗ представлен в эти дни на выставке «Русский Феникс. Суздальская земля» в Суздальском кремле.
Но сначала вокруг Софии-Соломонии грянул новый, после нашумевшего развода, скандал с политической окраской. До Василия III дошла информация, что Соломония была пострижена уже беременной и позже родила сына, которого назвала Георгием.
Появление нежелательного наследника грозило московскому престолу серьезными осложнениями.
А был ли мальчик?
Этот вопрос не имеет ясного ответа уже почти 500 лет после тех событий.
Узнав о вероятном ребенке, встревоженный великий князь Василий Иванович отправил в Суздаль в качестве следственной группы боярина и дьяка. А София (Соломония) якобы заявила им: «Ваши глаза еще не достойны видеть моего сына, вы его увидите в свое время в могуществе и славе».
И сына им не показала. А до Василия III дошло известие, что предполагаемый ребенок умер.
Соломония провела в суздальском монастыре 17 лет и скончалась в 1542 году, пережив бывшего мужа на 9 лет.
Тайна с рождением сына породила легенду о том, что Георгий не умер в малолетстве, а мать, спасая мальчика от опасности быть убитым по приказу государя, передала его на воспитание в простую семью. И что из него вырос герой преданий разбойник Кудеяр, который по отцу приходился старшим братом Ивану Грозному.
Но, скорее всего, мальчика не было вовсе, а рассказы о нем были чем-то вроде политической интриги, чтобы напрячь государя.
Открытие гробницы с детским гробиком в Покровском монастыре уже в 30-е годы XX века показало, что предполагаемое захоронение малыша Георгия было «фейковым», как бы мы сейчас сказали.
К тому времени в монастырской усыпальнице сохранились лишь два надгробия. Остальные, в том числе надгробие самой Софии (Соломонии), пошли на заделку разрушившейся стены.
Вот что писал об открытии директор Сузальского музея Алексей Дмитриевич Варганов, который и объявил о находке:
«15 августа 1935 года... Осторожно снята белокаменная плита… Тщательно, небольшими слоями расчищается земля. Дерево! Небольшая колода-гробик. Вот где разгадка! Захватило дыхание. Вскрыли. Перед нами внутренность колоды, обмазанная слоем извести, а в ней куски старинных тканей, свернутых и завязанных шелковым пояском наподобие куклы. Тщательные поиски косточек, черепа, которые в условиях сухой земли подцерковья должны были сохраниться, - ничего нет. Где же Георгий? Фиктивное погребение! Видимо, для боярских следователей, присланных царем, подложили «куклу»...», - писал Варганов.
Отреставрированная детская рубашечка, найденная на кукле в захоронении, с фрагментами ткани, шнуров, тесьмы, поясочка, остается одним из интереснейших суздальских экспонатов музея-заповедника.
Святая.
Почитание матери Софии (Соломонии) как святой началось в Суздале относительно скоро после ее кончины.
Одним из первых зафиксированных случаев чудесного исцеления на могиле святой Софии стало прозрение в 1598 году княжны Анны Ногтевой, которая была незрячей в течение шести лет.
Во времена Смуты заступлением Софии объясняли тот факт, что польско-литовский отряд Лисовского внезапно отступил от Суздаля в 1609 году.
А в 1650 году патриарх Московский и всея Руси Иосиф по обращению епископа Суздальского и Тарусского Серапиона разрешил поминать Софию как местночтимую святую.
Епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской. Ее иконы появились в Суздале уже XVII веке.
Но общецерковная канонизация преподобной Софии Суздальской состоялась только в 1984 году, при патриархе Пимене.
Обретение мощей святой произошло в 1995 году по благословению патриарха Алексия II.
Мощи преподобной Софии Суздальской остаются чтимой святыней, к которой едут верующие в суздальский Покровский монастырь, чтобы помолиться об исцелении от разных недугов. В том числе многие - «от бесчадия», то есть бездетности. Отмечены десятки случаев, что молились ей не напрасно.
Героиня.
История Соломонии Сабуровой сделала ее героиней художественных произведений разных жанров.
Пожалуй, самый свежий пример, - спектакль «Мать София» (история Соломонии Сабуровой, рассказанная на Каменке), премьера которого состоялась 11 июля. Драматическое воплощение преданий о великой княгине на сцене, установленной на реке, состоялось благодаря Театральному Товариществу «Завод». И пополнило перечень из ярких событий в богатой программе празднования 1000-летия Суздаля.