Объяснил особенности новых валидаторов начальник отдела безопасности движения «Владимирпассажиртранс» Дмитрий Кнутов. Он напомнил, что с первыми валидаторами пассажиры познакомились несколько месяцев назад, когда муниципальные автобусы и троллейбусы во Владимире начали оснащать такими устройствами, при которых кондуктора в салоне нет.
Такие первые валидаторы, после того как приложишь к ним банковскую или транспортную карту для оплаты, выдают бумажный билет. Однако практика показала, что при печати билетов часто возникают сбои, бумагу может «зажевать». И тогда водителю приходится то и дело покидать кабину и налаживать это устройство.
И вот эксперимент с внедрением бескондукторного метода оплаты проезда на городском транспорте пошел дальше.
На автобусах 7С, 16С, 54 и 55С маршрутов появились валидаторы нового образца: они работают без выдачи билетов, а только принимают оплату картой по безналичном расчету.
При этом любой пассажир, желающий непременно иметь билет, или если у него нет банковской карты, может пройти к водителю. В кабине у водителя находится головной валидатор, так что во время остановки за наличные деньги можно получить билет на бумажном носителе.
Но те валидаторы, которые крепятся в салоне автобуса, билетов не выдают. Об этом пассажиров извещают соответствующие объявления.
- Для того, чтобы оплатить проезд, вам необходимо банковской или транспортной картой прикоснуться либо к экрану, либо к боковым частям валидатора, - объяснил Дмитрий Кнутов.
Но как пассажиру понять, что проезд оплачен?
Во-первых, он услышит звуковой сигнал. Во-вторых, на экране высветится зеленая стрелочка, на которой написано «33 рубля». Если же оплата картой не прошла, то на экране появится красный кружочек с крестиком. В обоих случаях это изображение сопровождается звуковым сигналом. И эти сигналы отличаются один от другого.
Однако, по словам Дмитрия Кнутова, при использовании новых валидаторов нередко возникает такая проблема, как неоднократная оплата проезда, когда пассажиры либо не слышат сигнала, либо не видят то, что написано на экране валидатора. И продолжают платить снова и снова.
Отсюда важный совет: для того, чтобы хорошо видеть появляющееся изображение зеленой стрелочки на экране валидатора, лучше прикладывать карту к прибору сбоку.
В случае нежелательной неоднократной оплаты проезда излишне уплаченные деньги можно вернуть, обратившись с письменным заявлением в администрацию «Владимирпассажиртранса».
Но возникает и такой вопрос: как контролер проверит, что вы оплатили проезд, если билеты валидатор не выдает?
- Когда контролер входит в салон, вы ту же банковскую карту, которой оплачивали проезд, прикладываете к валидатору контролера. И там будет видно, была ли с карты оплата, - объяснил Дмитрий Кнутов.
В планах - усиление контроля на линии. Планируется вместе с контролером направлять на проверку в общественный транспорт сотрудника полиции, который может составить протокол о штрафе. А если личность «зайца» не удается выяснить при отсутствии у него документов, то полицейский препроводит нерадивого пассажира в отделение.
В ближайшее время безбилетными валидаторами планируют заменить и старые приборы с принтерами, которые выдавали бумажные билеты.
- Пока эта система тестовая. По итогам ее испытаний в дальнейшем будет принято решение, внедрять ли это новшество или оставить старые валидаторы с выдачей билета, - уточнил специалист.
Необходимость эксперимента с бескондукторным методом оплаты проезда транспортники объясняют нехваткой кадров кондукторов во Владимире. При этом о сокращении штата имеющихся кондукторов речи не идет, как заверил представитель «Владимирпассажиртранса».