В центре внимания на выставке – тот самый овальный портрет с образом печальной немолодой дамы на темном фоне. Портрет хранился в коллекции музея более 50 лет, и только недавно выяснилось, кто же на нем изображен. Правильно атрибутировать каждый экспонат – дело чести и профессионализма владимирских музейщиков, которые годами неустанно изучают доверенные их заботам произведения искусства. И делают важные открытия! Вот об этом труде музейных специалистов и о представителях дворянских родов, связанных с Владимирским краем, рассказывает новая выставка.
Определить, кого изобразил в 1866 году на этом полотне известный портретист Иван Кузьмич Макаров, удалось заведующей сектором изобразительного и прикладного искусства ВСМЗ Татьяне Меркуловой.
- Портрет поступил в музей в 1973 году и сначала считался портретом неизвестной дамы. Но потом родилось такое предположение, что на портрете изображена представительница известного рода Хвощинских, с которым у дворянских фамилий Алябьевых и Акинфовых были прямые родственные связи. Долгое время бытовала версия о том, что на портрете изображена Надежда Дмитриевна Хвощинская. С такой атрибуцией портрет был даже опубликован в целом ряде изданий. Но последние исследования, которые нам удалось провести, позволили эту атрибуцию поменять, поскольку на самом деле это действительно урождённая Хвощинская, но другая - Екатерина Абрамовна, - рассказала Татьяна Николаевна.
Такое важное уточнение (уже внесенное в государственный каталог!) помог сделать фотографический потрет того же периода, который Татьяна Меркулова обнаружила в архивном фонде известного государственного деятеля светлейшего князя Александра Горчакова. Ведь Екатерина Абрамовна Акинфова была дочерью его младшей сестры - племянницей.
С Владимирской губернией эти представители дворянской элиты были связаны очень тесно. Например, сын Екатерины Абрамовны и ее мужа участника войны 1812 года Николая Владимировича Акинфова Владимир Николаевич был владимирским вице-губернатором. А внучка героини выставки госпожи Акинфовой Мария Владимировна, в замужестве – Алябьева, являлась последней владелицей имения Братилово, где и хранился портрет. Имение располагалось в деревне на территории нынешнего Собинского района. По воспоминаниям детства начальника отдела ВСМЗ по связям со СМИ Николая Лившица, о дворянском гнезде в том месте напоминали в 80-е годы лишь заросли ирги, - остатки помещичьего сада.
Кроме уточнения личности изображенной на портрете музей-заповедник инициировал комплексную экспертизу картины во Всероссийском художественно-реставрационном центре имени Грабаря. Исследования позволили подтвердить авторство Ивана Макарова (который, впрочем, подписал эту свою работу), проверить дату создания портрета, особенности письма, выявить позднейшие подновления.
Об этом рассказала художник-реставратор масляной живописи ВСМЗ Ольга Миночкина, которая присутствовала при исследованиях портрета госпожи Акинфовой в Центре имени Грабаря.
- Справедливость должна восторжествовать в любом случае. И когда произведение обретает имя, для нас, музейщиков, это очень значимое событие. Мы, несомненно, хотим поделиться этим с миром, - объяснила Ольга Миночкина замысел выставки.
В экспозиции также представлены другие портреты знати, произведения декоративно-прикладного искусства, старинные фотографии и другие личные вещи, принадлежавшие представителям дворянских фамилий, с которыми была в родстве госпожа Акинфова. Очень помогает разобраться в переплетении этих родов генеалогическая таблица. А через QR-код открывается доступ к фильму, который помогает еще полнее осмыслить увиденное.
Выставка «Госпожа Акинфова» (6+) из серии «Обретение имени» в палатах ВСМЗ будет работать до 6 октября.