Проект «Бережная школа» с целью снижения бюрократической нагрузки образовательных организаций и педагогических работников стартовал по инициативе министра просвещения России в начале этого года. Министерство образования и молодёжной политики Владимирской области включилось в проект в числе первых нескольких регионов. Школами-первопроходцами проекта в нашем регионе стали 49-я во Владимире и 22-я в Коврове.
Стратегическую сессию открыл вице-губернатор Владимир Куимов. Во вступительном слове он обозначил главную цель усилий по снижению бюрократической нагрузки в системе образования.
- Это все-таки вопрос корпоративной культуры, которая должна сложиться в учительских коллективах, в детских коллективах, в целом в педагогических коллективах, которые работают в образовательных организациях. К сожалению, излишняя бюрократия в школах, детских садах, колледжах, конечно, отрывает огромное количество времени у учителя. Понимая это, освобождая учителя, необходимо решать следующую большую задачу, - это снижение нагрузки на наших детей, - сказал Владимир Куимов.
Исследования практики администрирования в образовательных учреждениях показывают, на что и как много времени и сил понапрасну тратят педагоги на решение бюрократических задач.
Прозвучавшее на стратегической сессии еще раз показало, так трудно избавиться от излишних нагрузок в образовательной системе. На уровне администрации Президента и Минпроса России было решено подключить к проекту ресурсы «Росатома». Поскольку в этой госкорпорации знают и умеют создавать ту благоприятную и при этом эффективную корпоративную среду.
Директор проектного офиса ГК «Росатом» Константин Грабельников рассказал о первых этапах «Бережной школы» и подчеркнул главное, обращаясь к работникам образования:
- Это проект не для Минпроса, а для вас.
Важная составляющая проекта — обучение специалистов бережливым процессам в школе, причем обучение сугубо с практическим уклоном.
Министр образования и молодежной политики области Светлана Болтунова, говоря о текущем статусе и первых результатах работы по проекту в регионе, сообщила: потери от излишней бюрократии у директора школы в среднем составляют 33 процента, а у учителей - 20 процентов рабочего времени. Областной минпрос ставит трудную задачу уже в ближайшем будущем снизить этот показатель до 10 процентов.
Среди конкретных способов, о которых сказала Светлана Болтунова: сократить затраты времени и сил на подготовку ответов на запросы, которые поступают в органы управления образованием и в школы. Прежде всего на те запросы, которые вообще не относятся к компетенции школы. А таких немало!
Необходимо и повышение культуры использования информационных систем, внедрение автоматизации процессов, которые выполнялись «вручную». И многое другое.
И этот путь к «Бережной школе» уже в планах и графиках поэтапной работы в регионе.
- Многое уже сделано, но мы только в начале пути, - подчеркнула министр.
С большим интересом участники сессии слушали об эффектах участия в проекте на уровне конкретной школы.
Этим опытом с коллегами поделилась директор школы №49 города Владимира Светлана Подшибякина. Она призналась, в частности, что проект помог ей найти недостатки в организации ее рабочего времени. Учителя уже освобождены от ряда отчетов, с которыми вполне справляются сотрудники администрации школы.
Руководитель проекта Сандугаш Азербаева рассказала о его методологии.
Вторая часть стратегической сессии прошла во второй половине дня и была посвящена практике и обмену опытом. В том числе опытом поделились руководители школ других регионов. Одна из задач проекта — распространять лучшие наработки по снижению документационной нагрузки на образовательные организации и педагогов.
В рамках сессии был дан также старт участию в проекте «Бережная школа» еще 23-х школ Владимирского региона.
И все это ради того, чтобы учителя могли больше времени и сил тратить не на бюрократию, а на образование и воспитание детей, на самоподготовку. И чтобы в школе педагог чувствовал, что его берегут. И соответственно, больше берёг учеников.