сегодня в 14:07

Владимирцам рассказали о методах противодействия кибермошенникам

Фото: Валентина Черкасова
С 25 июля этого года банки начали приостанавливать переводы граждан на мошеннические счета, а если этого не делают, то несут финансовую ответственность перед пострадавшим клиентом. Как именно работает новый закон, мы обсудили с заместителем начальника отдела безопасности владимирского отделения Банка России Александром Храмовым.

- Александр Валерьевич, расскажите подробнее об этой мере борьбы с мошенниками. Как банки понимают, какой счет подозрительный, чтобы остановить перевод?

- В первую очередь подчеркну, что Банк России вместе с финансовыми организациями и правоохранительными органами принимает системные меры, чтобы повысить уровень защищенности клиентов банков. Одна из таких мер - как раз закон, вступивший в силу с 25 июля, разработанный при участии Банка России. Механизм работает так: если человек пытается перевести деньги на счет, который ранее «засветился» в мошеннических схемах и попал в базу подозрительных счетов Банка России, то банк должен приостановить на два дня операцию, уведомить об этом человека и тем самым дать ему возможность одуматься и не совершать перевод.

Если же банк не защитил человека и деньги сразу отправились на счет, который есть в базе регулятора, то он должен будет вернуть всю сумму. Срок возврата - до тридцати дней с момента, как пострадавший подаст заявление в кредитную организацию.

- Велика ли ваша база таких сомнительных счетов?

- Базу подозрительных счетов Банк России ведет с 2018 года. В нее попадают реквизиты, которые засветились в мошеннических действиях. К базе подключены все банки. Она постоянно пополняется сведениями – как от самих банков, так и от МВД России. Клиенты жалуются, что перечислили деньги мошенникам, банки проводят внутреннюю проверку и сообщают регулятору данные подозрительных счетов. Банк России также проверяет информацию, в том числе с помощью банка-получателя похищенных денег, и при наличии оснований включает счет в базу. 

По данным тринадцати системно значимых кредитных организаций, ежедневно приостанавливается около двадцати тысяч подозрительных переводов. 

Кроме того, закон обязывает банки отключать дропперам доступ к дистанционному обслуживанию, если информация о совершенных ими противоправных действиях поступила от МВД России.

Так, уже в первый день действия закона одномоментно был заблокирован доступ примерно к тридцати тысячам электронных средств платежа (карты, онлайн-банкинг). Сведения о них поступили в базу данных Банка России от банков и от МВД России в рамках автоматизированного информационного обмена.

- Давайте напомним нашим читателям, кто такие дропперы.

- Дроппер, или дроп, - это подставное лицо, которое вольно или невольно оказывает услуги аферистам: занимается выводом и обналичиванием похищенных денег. К дропперам также относят тех, кто передает свои банковские карты скупщикам или предоставляет им доступ к своему онлайн-банкингу. 

Хоть этот человек не является инициатором преступления, но от ответственности это его не освобождает. Ведь дропперы задействованы в афере и выполняют указания злоумышленников, получая за это вознаграждение. Аферисты предпочитают оставаться анонимными и не хотят, скажем так, лишний раз светиться в незаконных схемах. Поэтому им легче найти дропа, который примет удар на себя.

- Неужели кто-то добровольно соглашается на такие противозаконные схемы? 

- Да, поскольку далеко не всегда аферисты прямо говорят о преступной составляющей этой деятельности. Часто владимирцам предлагают стать якобы администраторами лотереи и отправлять «выигрыш» победителям. А на самом деле их карты используются в схеме вывода похищенных денег. Мошенники также могут распространять в социальных сетях рекламу: якобы под видом банков предлагать оформить карту и передать ее неким людям за денежное вознаграждение. Затем жителям региона предлагают еще деньги, чтобы они привели друга с картой.

Зачастую мошенники вовлекают в дропперскую деятельность молодежь. Для молодых это развлечение, они далеко не всегда отдают отчет своим действиям. Вот почему перед тем, как оформить собственную банковскую карту ребенку, родителям необходимо поговорить с ним, рассказать подростку, какие существуют мошеннические схемы и чем опасно дропперство. Молодые люди должны понимать, что несут персональную ответственность по всем операциям с картой. 

Кроме того, очень часто дропами становятся жители небольших населенных пунктов, приехавшие в крупные города; люди, находящиеся в сложном финансовом положении (например, взявшие много кредитов), а также уязвимые слои населения (сироты, многодетные семьи, безработные, пенсионеры, молодые мамы). Они вовлекаются в это в силу отсутствия навыков финансовой грамотности.

- То есть это всё истории, связанные с предложениями по работе? 

- Не всегда. Иногда добросовестные граждане, которые не искали подработку, тоже могут поневоле стать соучастниками преступной деятельности. На их карту от мошенников поступает денежный перевод, после чего неизвестные лица связываются с человеком и сообщают об ошибочной операции. Злоумышленники просят человека вернуть деньги путем перевода на другую карту или счет. Таким образом аферисты пытаются использовать счета добросовестных граждан в цепочке вывода украденных денег. Чтобы не стать соучастником преступления и не столкнуться с блокировкой карты, человеку необходимо оперативно связаться со своим банком и рассказать об ошибочном переводе.

Независимо от того, сознательно человек участвует в дропперской деятельности или злоумышленники обманным путем вовлекли его в этот процесс, дроппер выступает участником преступной схемы и несет за это ответственность.

- Как же понять, что человеку предлагают стать дроппером?

- Есть несколько признаков, которые могут говорить о попытке втянуть вас в дропперскую деятельность. В первую очередь, это любые предложения, связанные с осуществлением финансовых операций за вознаграждение: когда посторонние переводят деньги, а затем просят их обналичить и передать другому человеку, либо предлагают получить наличные, внести их на карту и перевести на неизвестный счет. 

К опасным относятся и все сценарии, связанные с оформлением карты на свое имя и последующей передачей ее посторонним, а также предоставлением доступа к уже имеющимся картам и онлайн-банкингу.

Важно критически подходить к любым предложениям от посторонних. Не стоит верить обещаниям «быстрого, легкого и безопасного заработка» и тем более соглашаться на схемы, связанные с передачей платежных реквизитов и персональных данных. Какие бы изощренные легенды ни придумывали мошенники - не верьте им. Лучшей тактикой будет отказ от любых подозрительных предложений, даже если они поступают от знакомых.

- Центробанк ведь борется с дропперской деятельностью?

- Банк России предпринимает меры для борьбы с мошенниками и с дропперами, и, как уже было сказано, ведет свою базу данных - сейчас в ней сотни тысяч реквизитов. Сведения из базы своевременно передаются во все банки, чтобы они могли защитить деньги клиентов. 

Банки блокируют электронные средства платежа дропперов: все дистанционные операции по их счетам приостанавливают, если от МВД поступила информация об участии в противоправной деятельности. Дроппер сможет распорядиться деньгами на счете, только посетив финансовую организацию лично. Мошенники на такое не пойдут.

- Александр Валерьевич, какие формы обмана Банк России отмечает в последнее время? Назовите наиболее популярные.

- В последнее время Банк России зафиксировал новую форму мошенничества, когда злоумышленники стали похищать деньги у граждан с помощью «инкассаторов» - подставных курьеров. Обычно мошенники звонят своей жертве, представляются сотрудниками Банка России и сообщают, что на банковские счета человека идет массовая атака, которая может привести к хищению денег. Чтобы обезопасить сбережения, злоумышленники предлагают воспользоваться бесплатной услугой «инкассаторов». Они, по версии мошенников, смогут забрать наличные и перевезти их в другой банк для временного хранения якобы на «специальном счете», который защищен от мошеннических атак.

- Что делать в такой ситуации?

- При поступлении подобного звонка не поддавайтесь панике, не реагируйте на такие сообщения, не передавайте деньги неизвестным лицам ни под каким предлогом. Услугами инкассации могут пользоваться юридические и физические лица только после заключения специального договора об оказании инкассаторских услуг. Банк России напоминает, что не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и не совершает звонков гражданам.

- Старые формы мошенничества тоже в силе?

- Да. К сожалению, по-прежнему актуальны такие способы обмана, как перевод на так называемый безопасный счет, встречный кредит.

Владимирцам надо четко осознать и запомнить, что никаких «безопасных», «специальных», «защищенных» счетов не существует. Если незнакомец убеждает вас перевести деньги на такой счет, следует сразу положить трубку. Это мошенник. 

Вообще: как только незнакомый собеседник начинает говорить о деньгах или банковских картах - кладите трубку. Легенда может быть очень правдоподобной, собеседник представится сотрудником правоохранительных органов, службы безопасности банка или работником Центробанка. Не верьте. Если есть сомнения - положите трубку, обдумайте ситуацию или обсудите ее с близкими. Вы быстро поймете, что звонили мошенники. А если сомнения все же остаются, перезвоните самостоятельно в организацию, из которой якобы был звонок. Если это банк, то по номеру телефона, который указан на карте. Если другая организация - полиция, прокуратура, Центробанк, - звоните на телефоны горячих линий.

Самые распространенные фразы мошенников, услышав которые нужно прекратить разговор:

«Здравствуйте, служба безопасности банка. Мы заметили подозрительные операции по вашему счету, на вас пытаются оформить кредит. Необходимо срочно перевести сбережения на безопасный счет»;

«Здравствуйте, вас беспокоит служба медицинского страхования. Связываемся с вами, так как вам необходимо переоформить полис ОМС, получить полис нового формата»;

«Здравствуйте, я сотрудник социального фонда России. При расчете вашего трудового стажа для начисления пенсии допущена ошибка, вам не внесли полтора года. Необходимо сделать перерасчет»;

«Здравствуйте, вас приветствует оператор сотовой связи, и я хочу вам напомнить о том, что сегодня заканчивается период обслуживания вашего номера. Вы знаете об этом?»;

«Здравствуйте, энергосбыт беспокоит, специалист информационного центра. Нужно заменить старые счетчики на счетчики нового образца, которые будут автоматически передавать показания»;

«Здравствуйте, специалист портала Госуслуги. Мы зафиксировали, что доступ к вашему личному кабинету взломан, произошла утечка персональных данных. Сообщите поступивший в SMS-сообщении код».

(По данным УМВД России по Владимирской области)

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 16:10 В Городской больнице №5 во Владимире открыли новый переход между корпусами
В Городской клинической больнице №5 в Добром открыли новый отапливаемый переход между двумя основными корпусами. Одна из медсестёр, работающая в больнице уже 40 лет, признаётся, что не понимает, как персонал мог жить без…
сегодня в 12:18 Рейсовый автобус «Александров - Киржач» перевернулся в результате ДТП
Утром в субботу, 21 декабря, в Александровском районе Владимирской области произошло лобовое столкновение рейсового автобуса и легкового автомобиля. В результате ДТП и автобус, и легковушка оказались в кювете. Прокуратур…