Статс-секретарь – замглавы Минпромторга России Роман Чекушов представил анализ структуры возможного экспорта до 2030 года. Напомним, вчера он выступил перед депутатами Законодательного Собрания с докладом «О приоритетах реализации промышленной и торговой политики в РФ».
Роман Чекушов отметил снижение экспортных поставок за предыдущий год. Прослеживается нисходящая динамика не только по недружественным странам, но и по иным направлениям. Это сигнал о необходимости развивать логистику, которая существенно подорожала.
– Например, падение [экспорта] в Мексику как раз обусловлено тем, что в сторону Латинской Америки нет регулярного сервиса по доставке продукции, которая предоставляется экспортерам за более-менее экономически обоснованную цену. Вместе с тем вы видите, что рост также существует и в недружественных странах, например, в Нидерландах или Швейцарии. Нужно работать на всех рынках, вне зависимости от политической ситуации, которая складывается сегодня или прогнозируется завтра. Но итог в том, что в любом случае, несмотря на все недружественные действия, законы и санкции, мы выходим на рост сырьевого и энергетического экспорта, – резюмировал Чекушов.
Вместе с тем прогноз свидетельствует не только о выполнении плана, но и его перевыполнении. Основным драйвером в прошлом году стал экспорт агропромышленной продукции (существенно превзошел прогнозы и ожидания) и промышленный экспорт (94 миллиарда долларов – это тот уровень, на который и рассчитывали в правительстве).
Что касается динамики по отраслям, то по мнению Чекушова работать нужно над спросом на металлургическую продукцию, на которую было направлено большинство санкций. Еще одна точка роста – машиностроение:
«По понятным причинам здесь динамика небольшая, нисходящая. Но я считаю, что это скорее положительный результат, чем отрицательный, поскольку в условиях того, что поставки многих комплектующих и зипов полностью были прекращены. При этом мы с вами организовали эту работу таким образом, что смогли не только заместить данные комплектующие из других стран, но и создать собственное производство. И сегодня с приятным удивлением узнал, что под руководством Александра Александровича проводится огромная работа, чтобы локализовать во Владимирской области ряд направлений именно в части машиностроения».
Почти 750 миллиардов составила поддержка экспорта с помощью логистической субсидии. Это наиболее популярный инструмент у экспортеров – его таргетировали. С учетом текущих бюджетных возможностей фокус внимания сместился на определенные отрасли. В основных – высокотехнологичная продукция и машиностроение. Отдельно в 2025 году предусмотрены лимиты на лесопромышленный комплекс. Во Владимирской области есть крупные предприятия в этой сфере – они регулярные получатели логистической субсидии.
Роман Чекушов остановился на главной инновации нового нацпроекта – федеральный проект «Создание зарубежных инфраструктур», у него два основных направления. Первое – создание промышленных баз, транспортно-логистических центров и портовой инфраструктуры в ключевых странах. Последние уже определены – их 12. Задача в том, чтобы российские экспортеры присутствовали в том числе и на тех рынках, где смогут собирать и упаковывать свою продукцию. Нет задачи переносить производства в другие страны, цель в выполнении требований тех стран для реализации продукции на их рынке.
Второе направление в рамках создания зарубежной инфраструктуры связано как раз с созданием ключевых маршрутов, которых до этого не было.
– Например, у нас экспорт в Мексику упал, в том числе из-за того, что экспортер не имеет нормального контейнерного сервиса, чтобы можно было в любой момент сформировать экспортную партию и отправить ее в ту страну, в которой он договорился о наличии на рынке продукции. Наша задача на такие континенты, как Южная Америка, Африка организовать постоянные маршруты, чтобы экспортер мог в любое время отправить продукцию, и срок поставки был достаточно емким, и, естественно, стоимость соответствовала цене поставки конкурентной продукции, – объяснил замглавы Минпромторга России.
Главная особенность структуры владимирской экономики – то, что она крайне диверсифицирована, уверен Чекушов. В регионе развивается машиностроительное направление, химическая отрасль, производство различных новых материалов.
Общим результатом работы областных властей с предпринимателями работы в 2024 году стало расширение сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки. По предварительным данным, по сравнению с 2022 годом товарооборот с ними увеличился более чем на 22 %, экспорт вырос на 15 %, а общая доля экспорта в эти регионы на конец 2024 года достигла показателя 18 % от всего нашего экспорта.
По итогам 2024 года наш регион – в числе отличников по реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Федеральный Фонд развития промышленности уже профинансировал 39 проектов на сумму около 11 млрд рублей. Услугами регионального Центра поддержки экспорта в прошлом году воспользовалось более 400 предприятий.
– В условиях санкций область сохраняет тенденции к росту внешнеторгового сотрудничества. На конец года у нас было взаимодействие с 111 странами-партнёрами. На десяток больше, чем годом ранее. Россия нацелена наращивать экспорт, и Владимирская область – мотивированный участник этого процесса. Стараемся помочь нашим предприятиям выйти на внешние рынки, развиваем дорожную инфраструктуру, проектируем реконструкцию аэропорта, в том числе для запуска деловой авиации. Уверен, это расширит возможности наших предприятий, – подытожил Александр Авдеев.