Задача на перспективу.
Что же за новый виток реформ ожидает сферу образования, для чего нужна стратегия?
Об этом сказала заместитель министра образования области Виктория Власенко:
- Сегодня мы обсуждаем Стратегию развития образования Российской Федерации на период до 2036 года и в перспективе до 2040 года. Работа над этой стратегией ведется Министерством просвещения Российской Федерации по поручению президента Владимира Владимировича Путина. И это очень важная задача, которая сегодня стоит перед системой образования. И решение задачи, поставленной президентом, должно учитывать сегодняшние реалии. Стратегия образования должна ориентироваться на те национальные цели, которые поставлены указом президента.
Важно, что принять участие в обсуждении стратегии на уровне нашего региона могут не только специалисты, но и любые активные жители. Виктория Власенко пригласила всех желающих зайти на портал «Госуслуги» и оставить свое мнение о том, «каким должно быть наше образование, и что можно предложить для того, чтобы произошли какие-то изменения, чтобы наши дети успешно росли, учились и приходили в свою профессиональную жизнь».
- Мы должны задуматься о том, какими должны стать наши дети в 2040 году. Это как раз те люди, которые будут участвовать активно в жизни общества до 2070-2080 годов, - призвала заместитель министра.
Десять вызовов.
Пищу для размышления дают десять вызовов, которые стоят перед системой образования. От них отталкивались в разработке идей и проектов участники стратегической сессии.
Вызов 1. Разрыв между потребностями рынка труда и наличием квалифицированных кадров. Плюс стремительное изменение рынка труда.
Вызов 2. «Демографическая яма», то есть уменьшение количества детей, которые придут в образовательную систему и далее станут участниками экономической и социальной жизни. Зависимость показателей развития образования от демографической ситуации.
На нашей памяти история с закрытием дошкольных образовательных организаций и школ. Сейчас задача не столкнуться с ней снова. Нужно думать, как эффективно использовать кадры, площади и оборудование, чтобы повышать эффективность образования.
Вызов 3. Разобщенность общественных групп.
Как пояснила Виктория Власенко, речь идет в том числе и о различиях между регионами, например между нашим и теми, которые являются магнитом для выпускников Владимирской области. Это и про разные возможности при получении высшего образования.
Вызов 4. Необходимость обеспечения научно-технологического и производственного суверенитета в условиях санкционного давления и совершенствования мировой науки и технологий.
Вызов 5. «Цифрой скачок» и массовая цифровизация общества.
Вызов 6. Экономико-административные барьеры, среди которых региональные диспропорции в оплате труда педагогов, бюрократизация образовательного процесса и поиск новых моделей развития в условиях ограниченных ресурсов.
Вызов 7. Внешнее идеологическое давление на всех участников общества, необходимость усиления роли воспитания в традиционных духовно-нравственных ценностях.
Вызов 8. Необходимость формирования отечественной системы образования как основы мягкой дипломатии России.
Вызов 9. Необходимость усиления мер по обеспечению безопасных условий для образовательного процесса.
Вызов 10. Перекосы социокультурной среды, объективные трудности в формировании образовательных траекторий и психологического благополучия.
Наши ценности.
Кроме того, что стратегия развития образования должна ответить на столь серьезные вызовы, она должна способствовать тем традиционным ценностям, которые сформулированы в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года.
Напомним, что по указу «к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Ректор ВИРО Марина Артамонова подробно раскрыла содержание и проблемы ценностей и приоритетов суверенной системы образования, на развитие которой направлена стратегия.
А также привела данные исследований и опросов, которые показывают, что прививать традиционные ценности - это тоже большой вызов для системы образования.
- Перечень тех многообразных ценностей в указе президента - на самом деле список не закрытый. Мне хотелось бы, чтобы среди всех этих ценностей одним из главных было бы образование. Образование - это и есть ценность, которая позволяет нам понять, что нужно не просто учиться, а нужно стремиться к самообразованию, к самообучению. И только когда образование будет ценностью, наверное, учитель тоже станет ценностью. Мне так хотелось бы думать, - поделилась Марина Артамонова.
С разных точек зрения.
И другие участники сессии высказали свои мнения и оценки важности разработки стратегии.
Вот что сказал депутат Законодательного Собрания области, председатель комитета по вопросам образования, культуры, туризма, спорта, молодёжи и СМИ Сергей Бирюков:
- На разработку стратегии образования смотрю и с точки зрения депутатской работы, и с точки зрения родителя. Потому что как раз моей младшей дочери будет в 2040 году 18 лет. Сейчас она в ясельной группе, и будет тем выпускником, образ которого мы сегодня стараемся нарисовать и осознать, какие вызовы ей придется преодолеть в процессе обучения. Сейчас все понимают, что промышленность испытывает высокую потребность в кадрах, которую система образования не может закрыть.
Сергей Бирюков выразил надежду, что при обсуждении проекта стратегии в регионе прозвучит много идей, которые депутаты возьмут на вооружение и направят в Государственную Думу.
- Нашу законодательную базу мы тоже будем подводить к тому, чтобы система образования была суверенной, чтобы она была современной. И, что самое главное, она воспитывала и обучала будущего человека 2040 года, чтобы он был успешным, чтобы он был патриотичным. И что самое главное, чтобы он был семейным, и наша демографическая ситуация не ухудшалась как минимум. А лучше, чтобы процветала.
Сергей Бирюков полагает, что выпускник 2040 года должен «в условиях неопределенности, которая в любом случае будет нас сопровождать, успешно ориентироваться, применять те знания, умения и навыки, которые дает школа, быть компетентным».
Депутат ЗС, директор филиала «Ростелекома» во Владимирской и Ивановской областях Павел Шатохин высказал мнение работодателя:
- Сейчас мы получаем либо очень сильно желающих заработать деньги молодых людей, при этом имеющих недостаточные знания и компетенции, если это касается техники, IT. Как работодатель, я хочу видеть, чтобы у будущих сотрудников компании была высокая мотивация на результат и на саморазвитие, чтобы ребята хотели учиться чему-то новому и развивать те знания и навыки, которые они приобрели при получении как высшего, так и среднего специального образования.
Мария Баландина, учитель английского языка, средняя общеобразовательная школа № 17 города Коврова:
- Очень здорово, что при обсуждении стратегии развития образования учитывается мнение педагогического сообщества, то есть тех людей, которые каждый день непосредственно входят в класс и работают с детьми напрямую. Хотелось бы, чтобы в результате получился такой документ, чтобы наши дети выросли действительно с осознанием своей значимости для страны и с осознанием вот тех духовно-нравственных ценностей традиционных, которые мы пытаемся в них вложить.
К чему же должно приводить образование по новой стратегии?
- На мой взгляд, к тому, чтобы каждый ребенок вырос с осознанием того, что он нужен в том месте, где он родился. Вот когда ребенок вырастет и скажет: «Я не хочу никуда уезжать из своего региона. Здесь так здорово жить! Здесь у меня мама, папа, здесь мои друзья, семья. Я здесь нужен как специалист, я здесь востребован. Я могу добить того уровня жизни, который мне будет комфортен». Вот тогда будем считать, что система образования достигла своей основной цели, - говорит учитель Мария Баландина.
А что думаете вы, уважаемый читатель? Высказать свои предложения для стратегии образования можно на портале «Госуслуги».