Действие разворачивается в оккупированной нацистами Белоруссии – регионе, где партизанское движение сыграло ключевую роль в борьбе с захватчиками. Повесть Василя Быкова «Сотников», легшая в основу спектакля Владимирского академического театра драмы, представляет собой глубокое исследование человеческой природы через призму трагических событий Великой Отечественной войны. Два главных героя – Сотников и Рыбак – оказываются в ситуации, где каждый из них вынужден сделать выбор, который определит не только их судьбы, но и их моральное предназначение.
Сотников – учитель в мирной жизни, офицер гаубичной батареи на войне – человек с четкими принципами, обостренным чувством долга перед Родиной и непоколебимым понятием чести. Его моральные устои остаются незыблемыми даже в самых сложных обстоятельствах. Рыбак, напротив, – практичный и смекалистый человек, который ценит жизнь превыше всего. Он готов пойти на компромиссы ради выживания, что делает его характер более сложным и противоречивым.
«Рядовой поход за провизией» становится для обоих роковым испытанием, которое обнажает их истинные натуры. Если Сотников сохраняет верность своим принципам, даже когда это ведет к трагическому финалу, то Рыбак, движимый жаждой жизни, переступает через свою совесть. Этот выбор лишает его человеческой сути и ставит под сомнение сам смысл его существования.
В 1976 году повесть была экранизирована Ларисой Шепитько в фильме «Восхождение». Кинопостановка оставила мало места для двусмысленности, четко разделяя героев на тех, кто совершил подвиг, и тех, кто предал свои идеалы. Однако сама повесть, опубликованная в 1970 году в журнале «Новый мир», продолжает вызывать споры и размышления.
«Жить» как философское исследование.
Драма поднимает вопросы, которые остаются актуальными и сегодня: что значит быть человеком в экстремальных условиях? Как сохранить честь и достоинство, когда каждое решение может стоить жизни? Эти темы делают постановку не только исторической драмой, но и глубоким философским размышлением.
Василь Быков не дает однозначной оценки своим героям. Он предоставляет читателю возможность самостоятельно судить о поступках Сотникова и Рыбака. Этот подход стал ключевым для режиссера спектакля Владимира Кузнецова, который видит в повести не просто историю о войне, а глубокое исследование человеческой души.
Владимир Кузнецов поделился, что влюбился в творчество Василия Быкова, когда впервые перечитал «Альпийскую балладу». Зная много авторов – Астафьева, Некрасова, Симонова (перечислять можно бесконечно) – на взгляд собеседника, у Быкова самая глубокая проза, потому что он не просто рассказывает, как поколение лейтенантской литературы, которая появилась в 50–70-е годы, а говорит о человеке на уровне Достоевского. Человек – центр произведений Быкова, и он копает не вширь, а вглубь. У него всегда есть какая-то непреодолимая вертикаль.
– Хочу сказать, не побоюсь этого слова: война становится для него не событийным фактором, а предлагаемыми обстоятельствами. В центре – человек, который делает выбор между добром и злом, правдой и ложью, белым и чёрным. Герои становятся идеями, как у Достоевского. Фактически у нас получилось нечто вроде «Божественной комедии». Мы стремились создать экзистенциальное пространство, попытаться выйти в метафизику, – отметил режиссер. – У меня большой опыт военных постановок. Десять лет назад в нашем театре я ставил «Молодую гвардию», был спектакль о блокадном Ленинграде, работал в других городах, озвучивал стихи. Но здесь мне хотелось открыть в себе что-то новое как режиссёру, который изучает театр через человека. На репетициях я иногда сопоставлял себя с героями и задавал себе вопросы: «А я-то как бы поступил? Смог бы остаться героем?» Мы все сейчас на словах прекрасные, да? Говорим о своей гражданской позиции, и это замечательно. Но как ты себя поведёшь в этих обстоятельствах – на грани жизни и смерти? Ты не знаешь, пока не столкнёшься. И вот это огромное испытание для души. Фактически, к этой душе мы и пробивались.
Как актеры искали подход к героям Быкова.
Для актёра Ильи Струкова, исполнившего роль партизана Сотникова, повесть Василя Быкова и её экранизация стали частью культурного багажа ещё с детства.
– Эти образы Сотникова и Рыбака врезались в память. Своему зрителю я хотел бы показать, что тяжёлые, непреодолимые жизненные обстоятельства случаются в любые времена. И важно стараться проходить их с честью и достоинством, – отметил собеседник.
Что касается сложностей в работе над спектаклем, то актер отметил, что герой, живший в совершенно других исторических и моральных условиях, кажется далёким от современного человека:
«Трудно сказать, близок ли мне этот герой. Нет, скорее далек. Они все далеки от нас. Мы совсем другие люди, к сожалению, сейчас уже. С другими идеалами и принципами. Приблизить его для себя было очень сложно. Наверное, это была основная задача: как-то постараться стать ближе к этим людям, понять, что они испытывали в этих условиях, каким образом, за счёт чего смогли принимать правильное решение. Очень тяжёлое, но правильное».
Задача актёра, по словам Ильи Струкова, заключается не только в том, чтобы создать убедительный образ, но и в том, чтобы заставить зрителя задуматься о собственных жизненных выборах:
«Каждый день нам приходится делать выбор. Он не такой сложный, может быть, но он тоже между белым и чёрным. Хочется, чтобы зритель чаще мог разглядеть: «Смотрите, сейчас момент выбора, который приведёт к тем или иным последствиям».
Эта мысль становится ключевой для спектакля: даже если условия мира изменились, моральные дилеммы остаются актуальными. Человек всегда стоит перед выбором, и от его решения зависят не только личные последствия, но и судьбы окружающих.
Для актёра Константина Киселёва, который сыграл партизана Колю Рыбака, эта работа стала глубоким погружением в историю и обстоятельства, с которыми столкнулись его предки во время Великой Отечественной войны:
«Для меня, в первую очередь, это, наверное, путешествие в то время, в те предлагаемые обстоятельства, в которых находились наши предки – мои бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Не говоря уже о каких-то сверхумных мыслях, это действительно путешествие в то время, в те жизненные моменты, которые нас ломают или делают сильнее. То, что действительно когда-то пришлось пережить людям. И от этого становится ещё страшнее, потому что никому не пожелаешь тех событий, которые происходили с юным поколением: парнями 16–18 лет и старше, а также девушками. Много девушек было на фронте. Поэтому это какое-то исследовательское путешествие».
Одним из главных вызовов для актёра стало то, что его герой – неоднозначная фигура. Рыбак совершает поступки, которые могут быть восприняты как предательство, и оправдать такие действия перед зрителями и самим собой было непросто.
– Как любой человек, который увидит спектакль и посмотрит на моего персонажа Рыбака, подумает: «Я бы так никогда не сделал». На самом деле мы уже не знаем, как поступим в той или иной ситуации, что приведёт нас к данному выбору. Поэтому, наверное, прийти к этому выбору было сложно. Но больше всего, наверное, сложно вот что: как любой актёр, ты становишься адвокатом своей роли. И нужно оправдать человека, объяснить, почему он так поступил. Наверное, это был самый сложный момент – именно в оправдании того, что казалось бы, ужасного поступка. Его нужно было понять, почему он так сделал. Вот это, наверное, самое сложное в данной роли, – поделился актер.
Спектакль «Жить» становится не только данью памяти героям войны, но и попыткой осмыслить современность через призму прошлого. Он напоминает зрителям о том, что моральные дилеммы, с которыми столкнулись Сотников и Рыбак, могут возникнуть в любой момент истории.