Автор выставки – Владимир Лепешов, член Союза художников Москвы и России. Его особенностью является «суровый стиль», где драматизм и экспрессия усиливаются через гиперболизацию черт персонажей. Каждый портрет или скульптура символизирует определенную идею или исторический феномен. В дополнение к скульптурам и портретам, на выставке представлены концептуальные тексты автора, размышления об искусстве и его роли в современном мире, а также тексты-сопровождения к каждой работе. Зрители также смогут увидеть фотографии установленных памятников, демонстрирующие, как произведения Лепешова воплощаются в городском пространстве.
«Здесь была первая проба централизованной власти, а в дальнейшем, естественно, архитектура и скульптура», – сказал художник про город Владимир. «Я учу своих детей, и в Московской Центральной Художественной школе (МЦХШ при РАХ) мы вводим специальное изучение владимирских рельефов, чтобы юные скульпторы погружались в атмосферу великой русской скульптуры. И, конечно, нельзя не упомянуть произведения величайшего художника мирового масштаба – Андрея Рублёва, чья роспись находится в этом городе. Все это создаёт очень важную и серьёзную атмосферу».
В процессе открытия выставки автор отметил, что сам открывает для себя новые информационные детали. Например, он вспомнил, что год столетия Патриарха Тихона совпал с тем моментом, когда он привез одну из работ на выставку. По его словам, это удивительное стечение обстоятельств.
В экспозицию вошли скульптурные композиции, созданные автором на протяжении многих лет. Каждая из них отражает русский мир – его героев, великих святых, монархов, писателей и философов, чьи идеи и деяния формировали духовную основу русской цивилизации. Среди них — портреты героев современности, таких как Моторола, Гиви и Жога, а также проект памятника героям, созданный в период текущих событий. Особое место занимают работы, посвященные историческим деятелям, таким как Ф.М. Достоевский, А.В. Колчак, маршал Г.К. Жуков и Патриарх Кирилл. Также экспозиция включает скульптурные композиции, такие как «Святые царственные Страстотерпцы», «Смерть императора» и «Москва. 1941». Эти произведения подчеркивают связь между историей, религией и национальной идентичностью.
Во время открытия митрополит Владимирский и Суздальский Никандр сказал: «У меня есть личная убеждённость в том, что не только Москва, но и вся наша российская государственность выросла из Владимира». По мнению священнослужителя, московские преподаватели, архитекторы и художники выставляются во Владимире, потому что в этом проявляется преемственность, сохранение традиций и сотрудничество на уровне творчества, мысли.
– И, конечно же, это слово, которое звучит в названии нашего центра – «пропаганда». Такое, может быть, советское слово, и сегодня не всеми может восприниматься в положительной коннотации, но, в общем и целом, мы понимаем, что «пропаганда» – это само по себе слово положительное. Я очень надеюсь, что эта выставка сможет зародить в сознании владимирцев и [жителей] всех городов любовь и уважение к союзу двух начал. Мы здесь видим, что соединяется светское и церковное направления, – поделился митрополит. – За нашими спинами – царская семья. Безусловно, это героическая семья. В другой части зала находится образ Святейшего Патриарха Тихона. В этом году мы празднуем 100-летие со дня его кончины. Это большой праздник, который будет отмечаться в течение года на территории России и Беларуси, в тех местах, которые связаны с Патриархом Тихоном. Патриарх Тихон был во Владимире и совершал службу в нашем Успенском соборе. Он был героем своего времени, потому что смог в своей жизни и личности не разделять людей на белых и красных, на правых и неправых.
Заместитель министра культуры Владимирской области Олег Гуреев отметил, что история Центра начинается с начала 1990-х годов, когда известный музей РСФСР, занимавшийся пропагандой изобразительного искусства, решил открыть филиал. Было принято решение разместить его во Владимире, в самом сердце России, чтобы художники центральной части страны могли демонстрировать свои работы в этом выставочном зале. Однако со временем ситуация изменилась, и областная администрация преобразовала пространство в региональный центр, ставший площадкой для объединения владимирских художников. На протяжении более 30 лет этот центр является домом для местных мастеров.
– Продолжая тему слова «пропаганда», у него много составляющих, наполнений. Ведь русский мир нужно пропагандировать, нести, воспевать, сохранять и согревать. И, наверное, обо всем этом ваше творчество, – обратился замминистра к автору выставки.
Недавно Владимирское городское отделение Всероссийской общественной организации «Боевое братство» начало сотрудничество с Центром пропаганды изобразительного искусства. Первым этапом взаимодействия с Центром стало подписание соглашения о сотрудничестве, которое состоялось в конце марта. Этот шаг стал продолжением их работы в культурной сфере. Уже несколько лет организация активно сотрудничает с Центром классической музыки, а также поддерживает тесные связи с областным драматическим театром. Некоторые артисты этого театра являются членами организации «Боевое братство». Они неоднократно выезжали в Донбасс с концертами для поддержки военнослужащих, и многим из них присвоен статус участников боевых действий.
– Нас впервые пригласили на такое мероприятие, и я считаю, что это очень хорошее и своевременное событие. Конечно, в 90-е годы тема патриотизма была несколько утрачена. Я считаю, что сейчас, благодаря нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, эта тема возрождается. Особенно с началом специальной военной операции патриотизм поднят на государственном уровне до высокого плана. Поэтому всё, что сейчас делается в этом направлении, – это нужное, важное и своевременное дело, – отметил председатель организации Александр Буркевич.
Выставка представляет собой значимый культурно-исторический проект, посвященный теме специальной военной операции и более широкому контексту российской истории, православия и современных событий. Основная цель выставки – прославление героев, защитников Отечества, а также осмысление исторических событий через призму искусства.