От шахмат до медиа.
Номинаций на конкурсе «Педагог года» несколько - «Учитель-предметник», «Педагогический дебют» (для молодых), «Воспитатель года» (для воспитателей детских садов), «Учитель-дефектолог» и «Педагог-психолог». А мы отправились на мастер-классы участников еще одной номинации под красивым названием «Сердце отдаю детям», где соревновались шесть педагогов дополнительного образования.
В принципе, настоящие педагоги всех специальностей отдают сердце детям. Но в дополнительном образовании преподают то, что выходит за пределы школьной программы и всегда требует особого творчества и особых знаний от наставника.
Участники регионального конкурса представили свой инновационный опыт, провели конкурсные уроки или занятия в школе или детском саду. И был у них еще один раздел соревнования - мастер-классы для коллег. Что же решили показать друг другу педагоги из таких разных направлений дополнительного образования в актовом зале ВИРО.
Председатель жюри в номинации «Сердце отдаю детям», заведующая кафедрой педагогического менеджмента ВИРО, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ Татьяна Шумилина объяснила:
"Мастер-классы наших педагогов дополнительного образования - тот самый обмен опытом, ради которого во многом и проводится конкурс. Задача перед участниками была поставлена такая, чтобы на мастер-классе научить коллег какому-то приему или технологии, которую можно будет применить на любой программе дополнительного образования, не только на своей".
Плюс условием было ограничение по времени — до 20 минут: меньше можно, больше нельзя.
Первым досталось по жребию выступить единственному мужчине в номинации Александру Медведникову, который в Центре дополнительного образования детей Гусь-Хрустального района приобщает самых юных к шахматам.
- Чтобы заинтересовать ребят в детском объединении «Дебют», надо быть интересным человеком и самому любить то, что ты делаешь. Иначе дети тебя обгонят, и ты перестанешь быть для них примером, - считает Александр Викторович.
Количество вариантов на шахматной доске огромно! На это и упирал Александр Медведников на примере всего трех фигур: он оставил для мастер-класса на переносной шахматной магнитной доске только двух королей и одну белую ладью.
- Ребенок проецирует свой способ мышления, приобретенный во время занятий шахматами, на любую свою деятельность в области принятия решений, - уверен Александр Медведников.
Главной пользой от шахмат для людей всех возрастов он считает развитие латерального мышления, то есть умения мыслить нестандартно, не шаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи.
Естественнонаучное направление представила на мастер-классе замдиректора по воспитательной работе, учитель химии и биологии школы № 37 Владимира Анастасия Вишнякова, которая является еще и педагогом дополнительного образования. Воспитывает у детей понимание красоты и гуманного отношения к природе, потребности в общении с ней - эти задачи Анастасия Евгеньевна решает с помощью программы «Друзья природы».
А мастер-класс Анастасия Вишнякова посвятила применению педагогом ТРИЗ - «теории решения изобретательных задач», предполагающей проблемно-поисковый метод в самых разных сферах знаний - от биологии и физики до искусства.
Например, накануне Анастасия Вишнякова использовала ТРИЗ в конкурсном занятии с детьми, где знакомила их в том числе с поведением южнорусского тарантула.
Не обошлось без неожиданностей.
Прямо в ходе выступления Анастасии Вишняковой внезапно в ВИРО и округе выключился свет. Погасла и презентация на экране. Однако педагога это не смутило, потому что материалы были на бумаге.
Без электричества начала выступать с мастер-классом и педагог Александровского районного центра дополнительного образования «ДАР» Оксана Терешкевич. А посвятила мастер-класс развитию навыков чтения с использованием техники скорочтения. Чем она и занимается с детьми. Однако и взрослые могут улучшить свои навыки.
Под ее руководством выполнили несколько упражнений для скорочтения, которые сведены у педагога в целый альбом.
- Быстрое осознанное чтение - очень важный и полезный навык для любого возраста и рода занятий. Программа дополнительного образования «Читаем на 5» помогает детям младшего школьного возраста полюбить чтение через увлекательное путешествие в страну «Читалию», - уверена Оксана Терешкевич.
Из сферы искусства своим опытом на мастер-классе поделилась Марина Смирнова, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы из поселка Красная Горбатка Селивановского района.
- Реализуя программу дополнительного образования «Живопись», знакомлю воспитанников с богатым миром творчества через интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству. Мои ученики и я не можем жить без кисточек и красок, - делится Марина Анатольевна.
За немногие минуты своего мастер-класса Марина Смирнова показала участникам конкурса, как нарисовать изображение на значке-броши. И все успели нарисовать свои значки! Ведь такие навыки нужны всем педагогам дополнительного образования, когда они проводят мероприятия, например.
Истинным бальзамом на душу газетчиков стал тот факт, что двое из шести участников очного этапа конкурса в номинации «Сердце отдаю детям» представляли сферу медиаобразования, откуда мы надеемся получить молодую смену! Мы убедились, что в этом направлении работают очень увлеченные педагоги, как опытные, так и начинающие.
Инесса Харитонова — молодой педагог Центра дополнительного образования детей «Исток» города Гусь-Хрустального.
- Работаю я всего второй год, пока у меня нет профильного образования. Окончила Владимирский авиамеханический колледж во Владимире и вернулась в свой родной город. И волей судьбы попала в Центр дополнительного образования «Исток», где теперь детям несу вот такое большое, светлое в мире медиа. Увлечь подростков мне помогает программа дополнительного образования «Расскажи о главном». Мы создаем различные журналистские и медиапродукты, - рассказала Инесса.
Сама Инесса Харитонова приобщилась в медийной работе еще в школьные годы в лагере «Искатель». И уже сама преподает!
На своем мастер-классе Инесса постаралась обучить коллег созданию клипов для соцсети «ВКонтакте». Рассказала, какие они бывают по целям. Как вести съемку, чтобы было достаточно кадров для общих, средних планов и выделения каких-то деталей. Без таких клипов трудно сегодня продвинуть ту или иную тему в соцсетях. В том числе и в деле дополнительного образования.
Педагог Центра дополнительного образования Собинского муниципального округа Екатерина Якушина обладает несравненно более богатым опытом в привитии детям навыков в масс-медиа. И представляет в регионе мощную программу «ЮНПРЕСС». Ее команда собинских юнкоров уже хорошо известна и округе, и в регионе. Например, праздник к 100-летию открытия автобусного движения в Собинке — это их открытие под руководством педагога.
- Медиаобразование — это воздух, которым я дышу. Программа дополнительного образования «ЮНПРЕСС. Медиаобразование через медиатворчество» помогает моим юнкорам быть организованными, ответственными и максимально раскрыть свой творческий потенциал, - таково кредо Екатерины Якушиной.
На мастер-классе с коллегами она поделилась инновационным опытом планирования мероприятий с помощь программы искусственного интеллекта.
Большое значение имеет правильное задание для ИИ.
- Например, если планируем фестиваль, конкретизируем, какого творчества: медийного, танцевального, интеллектуального. Секунды - и вот ИИ все уже расписал. Но смотреть на эту информацию нужно сильно критически. Обязательно прочитать, продумать, согласиться - не согласиться, обсудить с детьми созданный план.
Кстати, оба медиапедагога отметили, что дети новинками в IT владеют очень хорошо. И даже наставнику могут что-то подсказать в совместном творчестве.
Председатель жюри в номинации Татьяна Шумилина после всех мастер-классов сделала предварительный вывод:
- Понятно, что каждому есть еще над чем работать. Но педагоги у нас, вообще, - творческие одаренные люди. И они все свои «изюминки», идеи, которыми готовы были поделиться, представили коллегам прекрасно.
Выявить и победить свои стереотипы.
В завершающий день очного тура вне конкурсной программы свой мастер-класс представил авторитетный педагог Сергей Курасов, учитель истории школы № 15 города Владимира, заведующий кафедрой гуманитарного образования ВИРО, кандидат исторических наук и лектор общества «Знание».
Слушателями и активными участниками мастер-класса стали конкурсанты-предметники. А выступил Сергей Курасов на тему исторических и педагогических стереотипов, которые влияют на работу учителя.
Конечно, мастер-класс Сергея Курасова «Пермяк соленые уши и другие исторические стереотипы» был основан на примерах из прошлого.
Оказывается, что рогатые шлемы викингов из кино не похожи на настоящие из археологических раскопок.
Но как родился стереотип? Почему стали показывать рога? Потому что викинги представлялись как черти. Католическая церковь рисовала их варварами. И сейчас это для нас с вами норма, рогатый шлем носят в кино все викинги. Хотя исторически так не было, увлеченно разъяснил Сергей Курасов.
И 300 спартанцев - это стереотип, потому что вместе с ними в битве участвовали тысячи воинов из других полисов. И маленький рост Наполеона - тоже стереотип, ведь французский император имел вполне нормальный рост для мужчин своего века - 169 см.
Ну а у пермяков были уши соленые, потому что они таскали в старину соль в мешках, которая сыпалась им как раз на уши...
А для учителя важен, например, стереотип восприятия его урока, в том числе конкурсного. Часто самооценка педагога расходится с мнением коллег и конкурсного жюри.
Завершил свой мастер-класс Сергей Курасов пожеланием свободы от стереотипов:
- С одной стороны, стереотипы нам позволяют как-то упорядочить окружающий мир. С другой стороны, они нам мешают увидеть то, что за границами. Ну и дай бог, чтобы наши стереотипы были сломаны. И чтобы мы могли решить, что мы свободны от стереотипов, чтобы мы могли творить, создавать и, самое главное, воспитывать новые поколения, которые будут принимать ответственность. И молодым не будут навязаны ложные ценности, ложные идеи. Самое главное, что в этой свободе мы можем обрести не только право свое, но и вообще смысл существования.
Заведующая кафедрой теории методики воспитания ВИРО Ольга Соколова является региональным координатором конкурса «Педагог года Владимирской области».
- Основная идея конкурса это, конечно же, открытие, новых лиц, новых практик, новых идей. И даже каких-то новых смыслов, потому что все-таки вот наше педагогическое сообщество должно развиваться, не оставаться как бы внутри самого себя. Конкурс - это больше праздник профессионального общения, возможность для педагогов посмотреть на себя со стороны и увидеть опыт коллег из разных точек нашего региона, - сказала Ольга Соколова.
Имена победителей в номинациях конкурса этого года станут известны в мае.