– Алена, на странице в одной из социальных сетей вы упомянули, что начали заниматься фотографией с 2014 года. Что подтолкнуло вас выбрать именно эту сферу?
– Получилось это предсказуемо случайно, потому что до этого времени у нас в доме была «мыльница». Когда я еще училась в школе, я на эту «мыльницу» снимала всё подряд. Одевала свою соседку, подружек, родственников – друг друга. Мы придумывали какие-то фотосессии, но это был уровень детского творчества. Сама по себе художественная сторона всегда меня притягивала: я окончила художественную школу, а после этого поступила в колледж, чтобы стать дизайнером.
По специальности устроиться работать не получилось. Когда я завершила учебу, я пошла работать в кол-центр оператором телефонного центра, думала, что это временно и буду параллельно искать себя в дизайне. Но задержалась там надолго. Спустя год работы оператором я участвовала внутри компании в конкурсе, и меня повысили до бизнес-тренера – специалиста по обучению персонала. В этой нише я задержалась на семь лет, потом доросла до менеджера по обучению персонала, затем до руководителя учебного центра.
И вот прямо перед предстоящим декретом мы с друзьями отправились на шашлыки, и у одного из мальчишек была с собой зеркальная камера – отцовская. Как я ее увидела, такая: «Боже мой, дай мне сюда камеру! Я же человек творческий!» Мы закопали девочку в песочную юбку прямо по пояс, сзади пледом махали… Она выложила фото у себя в соцсетях. И тут незнакомая девушка пишет: «А сколько у вас стоит фотосессия?» Я взяла пятьсот рублей, снова одолжила у друга камеру, отсняла ее. Она выложила фотографии в соцсети, и мне снова пишут: «А сколько у вас стоит фотосессия?» Вот тогда я поняла, что, наверное, надо в эту сторону посмотреть. Я уже купила свою камеру. Это был август две тысячи четырнадцатого, а к декабрю у меня уже все мои выходные, свободные от работы, были забиты съемками. Я всегда говорю, что клиенты меня заставили стать фотографом.
– Вы организовали выставку «Связь поколений», посвященную 80-летию Великой Отечественной войны. Расскажите подробнее о том, как зародилась эта идея и какие эмоции она вызвала у участников и зрителей?
– Выставка «Связь поколений» – это идея Галины Анатольевны Бычковой, которая работает в Собинском детском доме. Она мама моего сокурсника в музыкальной школе, мы с ней поддерживаем контакт. И уже не первый раз сотрудничаем с детьми, которые живут в детском доме. <…> Часть съемок провели у меня в студии, а к остальным, кому уже трудно доехать из-за возраста, мы организовали «гастроли по домам». Галина Анатольевна организовала подарки для ветеранов, автобус, который перевозил детей и всю команду от одного дома к другому. То есть все организационные моменты решала она. Она же занималась печатью фотографий и их размещением. Выставка до конца этого года будет висеть у них в детском доме. И концерт на открытии выставки: дети подготовили номера, а ветераны исполнили строевые песни.
Моя задача была продумать концепцию и отснять серию работ. Я с удовольствием согласилась, потому что тема, мне кажется, в России – она всем близка. У меня тоже есть двоюродные дедушки, кто воевал, есть те, кто не вернулся, кто вернулся без ноги, и есть бабушка – ветеран труда, которая жила вместе с нами половину моего детства.
– Как вам удалось совместить творчество и социальную ответственность в рамках этого проекта? Планируете ли вы продолжать подобные инициативы?
– Это не первый бесплатный творческий проект, в котором я участвую. Был очень крупный проект, когда фотографировали внуков для остановок во Владимире. Мне кажется, долгое время я в нем была задействована: на всех остановках к 9 Мая висели фотографии, которые я делала. Потом делала проект от администрации города Владимира. Я его вообще снимала долго. А суть была в том, что на остановках, на баннерах города Владимира размещали портреты людей, которые сделали какой-то яркий вклад в наш город. Там был прям микс: деятели искусства, культуры, олимпийские чемпионы, политики, отличившиеся на олимпиадах школьники… Я всегда отталкиваюсь от того, что если мне интересен этот проект, я в нем принимаю участие. И нет у меня какого-то внутреннего сопротивления или конфликта между коммерцией и социальными историями. Для творца важно делать то, что ему интересно, то, что ему нравится.
Мы еще делали крупную выставку, посвященную животным, и собирали деньги на благотворительную акцию, которые потом передавали в приюты нашего города. Это была очень крупная выставка, но там я не одна снимала. Я объединяла, собрала фотографов и художников – около сорока авторов для этой выставки. Но это была не авторская история.
– Как родилась идея фотовыставки «Искусство быть женщиной»? Что именно вы хотите донести до зрителей через эту выставку?
– Основной профиль, которым я занимаюсь все эти годы, – это женские портреты. За время своей работы я точно сфотографировала больше двух тысяч женщин, наверное. Ученицы тоже в основном женщины. И в соцсетях у меня 95% подписчиков – женщины.
Я подумала, что, наверное, это та тема, в которой я сама что-то понимаю, и которая логично звучит из моих уст. Соответственно женщина – вот такая триггерная тема, которая, может, меня задевает и о которой хотелось бы рассказать, донести какой-то смысл. Когда мы говорим про женщин, возникает огромное количество стереотипов, ограничений, ролевых функций, то есть чего женщина должна. Настолько много перекосов в разные стороны. <…>
То же самое можно сказать про искусство. Можно бесконечно спорить о том, что является искусством, а что нет. Например, когда я выкладывала фотографии ветеранов, где была плачущая бабушка, некоторые комментарии были по типу: «Это не искусство, эти фотографии вызывают сожаление. Вы унизили ветеранов» или «Искусство – это умение вызывать у зрителей радость, дарить добро и так далее».
Искусство – это любая форма, которая вызывает эмоции у зрителя. У него нет границ, нет пределов. Это именно разговор с какими-то струнами твоей души. У души есть и тёмные закоулки, и светлые стороны. Отрицая одну из этих сторон, мы сильно подавляем себя, фактически делаем внутреннюю «расчлененку», отказываемся от части себя.
И вот эта ассоциация – отношение к женщинам – оно очень близко по своей метафоре с искусством. Искусство быть женщиной - это значит принимать в себе всё, разрешать и себе принимать все эмоции, которые ты испытываешь, и другим людям, которые отражаются через тебя, тоже принимать разные эмоции. Ты можешь быть сегодня злым, завтра добрым, радостным. И никто не вправе осуждать тебя за это. Все имеет место в этой жизни.
Основная концепция выставки – это сделать такой микс разных историй про женщин, где не воспевается только одна какая-то сторона, а зайти в сторону рассказа о женщинах с разных сторон, с разных граней: те, на которых приятно смотреть, и те, на которых неприятно смотреть.
Сейчас у меня уже есть четыре снятых сюжета и шесть планируются. Это маленькая капля в море того, что я хочу сделать в рамках этой выставки. Но какие у меня в итоге получатся концепции и работы, я сама понятия не имею. Я решила отнестись к этой выставке как к творческому процессу, без строгих целей и сроков. Когда-нибудь родится идея – может быть, через год, три, пять. Просто постепенно буду наполнять свое портфолио такими работами, которые когда-нибудь соберутся в единую историю.
– Если представить вашу карьеру через пять лет, какую цель вы хотели бы достичь к тому времени?
– Однозначно, обучение фотографии – это и сейчас мой приоритет, и через пять лет, я думаю, останется моим приоритетом. Второе – это фокус именно на смысловые съемки, как работа над выставкой «Искусство быть женщиной». Мы уже давно не делали фототуры, и, наверное, я хотела бы их возобновить.