Николай Максимович Цеймерн родился в 1839 году и происходил из рода знатных прибалтийский немцев. Иногда его называют с дворянской приставкой «фон Цеймерн» и бароном. Впрочем, он все эти признаки знатного титула особо не практиковал. Был православного вероисповедания. Много лет отдал воинской службе.
Николай Цеймерн участвовал в боевых действиях: в подавлении польского восстания в 1863-1864 годах и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
До Владимира у генерала Цеймерна уже был и губернаторский опыт. Александр II назначал его гродненским гражданским губернатором, поблизости к месту службы в Царстве Польском. Александр III направил его в Астрахань - астраханским губернатором и одновременно наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Он даже стал почетным казаком нескольких станиц.
И в Гродно, и в Астрахани проработал по несколько лет. Запомнился исключительно позитивно.
И вот уже накануне 60-летия опытный военный и управленец, генерал-лейтенант Николай Цеймерн, много служивший и при министерстве внутренних дел, в июне 1898 года был назначен владимирским губернатором.
Умел он увидеть то, что надо улучшить на каждом месте службы.
А во Владимире за неприглядным видом губернатору далеко ходить было не надо. Прямо между его домом (ныне ГТРК «Владимир») и зданием присутственных мест (ныне «Палаты» ВСМЗ) с одной стороны и Дворянским собранием и мужской гимназией с другой (теперь центр культуры и искусства и художественная школа) в городе Владимире была совершенно неухоженная площадь, скорее пустырь.
Уже XX век был на подходе. А тут в центре древнего губернского города Владимира - то пыль, то грязь в зависимости от погоды. И разве что солдаты из близлежащих казарм 10-го Малороссийского полка периодически маршировали на этом грунтовом пространстве, используя его как плац.
Мысль облагородить это место, конечно, приходила и владимирцам до приезда Николая Цеймерна. За год до его назанчения, в 1897 году, в Городской думе обсуждали и оценивали идею устроить вместо плаца сквер. Однако, по данным краеведов, смутила слишком большое финансирование - 5 тысяч рублей. Так проект был отложен.
Нужен почему-то был владимирцам толчок сверху.
И тут приезжает «варяг» - губернатор Цеймерн. Он не сразу, а осмотревшись и «налюбовавшись» на пустырь перед окнами в течение двух лет, направляет уже свое обращение городскому голове осенью 1900 года. Наверное, это самое знаменитое письмо из владимирского периода службы. В котором решительно рекомендует: «Устранить ту печальную картину, которую представляет эта площадь, засадив ее растениями».
Губернатор посоветовал начать с малого. Но всё-таки начать!
«Не следовало задаваться вопросом о чем-либо грандиозном, как по недостатку у города излишних средств, так и потому, что в данном случае для пользы обывателей нужны только растения, среди которых жители и их дети могли бы пользоваться чистым воздухом... При достаточно ровной поверхности площади, устраивая на ней сад, едва ли встретится надобность в ее планировке по нивелиру; мне кажется, что Городское управление могло бы прямо приступить к посадке деревьев и при том к постепенной, составив для того, конечно, предварительный план... Что же касается устройства дорожек, клумб и т.п., то ...здесь не столько нужны цветы, сколько деревья», - полагал Цеймерн.
И даже обещал помочь с «древесными высадками» и задешево привлечь к высадкам арестантов.
Правда, той же осенью 1900 года до высадки деревьев дело не дошло. Но следующей весной «лёд тронулся» - высадка «могла бы быть произведена текущую же осенью».
В апреле 1901 года начальник гарнизона города распорядился о прекращении воинских учебных занятий на площади против здания Присутственных мест.
Городская дума на устройство сквера выделила 700 рублей. Начались работы.
Тут еще и другие моменты удачно сошлись.
Новый министр внутренних дел (МВД тогда занималось всей региональной политикой, кроме прочего) Дмитрий Сергеевич Сипягин запланировал летом 1901 года проехать по губерниям России. Повсеместно заспешили с обустройством городов. Вот и во Владимире логично было устроить сквер на месте плаца.
Кому же высаживать молодые деревья? До арестантов, судя по всему, дело не дошло.
А вот гимназисты, как и школьники в последующие времена, очень даже пригодились. Совсем бесплатно. И мужская гимназия тут рядом.
Как раз в моду вошли праздники древонасаждения. Директора гимназий даже запрашивали у городских властей разрешения — где посадить деревья силами учеников.
В будущем парке «Липки» первые саженцы появились в апреле 1901 года. В основном сначала это были тополя.
Один из тогдашних гимназистов Михаил Косаткин с явным удовольствием потом вспоминал, как в детстве с однокашниками сажал первые деревья в «Липках»:
«Помню, как сейчас, чудный осенний солнечный день в начале нового учебного года. Нас, гимназистов, попарно вывели на эту площадь, где уже были заготовлены ямки для посадки деревьев, дали каждому по лопате, и мы постепенно, под руководством садовников и под звуки полковой военной музыки закапывали деревца тополей».
А потом и лип добавили. Так что уже на дореволюционной открытке можно увидеть фото с молодыми деревьями в сквере с названием «Липки».
Параллельно город осуществил еще один проект: перенес фонтан от только что построенного здания Государственного банка.
Цеймерн еще многое успел поддержать, организовать и «благословить» на будущее.
При нем было построено здание Владимирской ученой архивной комиссии — первое и пока единственное специализированное музейное здание в городе.
Губернатор и был почетным руководителем ВУАК, которой покровительствовали августейшие особы. Но это был общероссийский процесс.
Так же широко в России в 1899 году отмечалось и 100-летие Александра Сергеевича Пушкина. Подходящий бульвар от губернатора Долгорукова, достойный имени великого поэта уже был. А вот первый вариант бюста Пушкина установлен на бульваре именно при губернаторе Цеймерне.
При нем в городе появился и казенный винный склад (потом ликеро-водочный завод), началась «государственная продажа питей».
Успел наметить губернатор Цеймерн и перспективу мощения проселочных улиц Владимира. Краеведы приводят его письмо городскому голове. Подход тот же: не беритесь за всё сразу, распределите по этапам!
«Я знаю, что городская касса не располагает такими средствами, чтобы возможно было приступить к устройству всех улиц одновременно, и полагаю, что этого и не требуется, но все же, безусловно, необходимо обратить внимание на устройство проездов там, где это представляется нужным, разделив улицы по степени значения их на категории, отнеся к первой части такие, устройство коих необходимо выполнить в первую очередь, ко второй - менее важные и т.д. Составив таким образом свои предположения, городское управление могло бы заранее изготавливать на производство работ технические сметы, а для того, чтобы жители знали о времени производства работ по устройству улиц, в коих они проживают, то составленный Думой список мог бы быть опубликованным для всеобщего сведения», - так здраво рассуждал губернатор Николай Цеймерн.
Он прослужил во Владимире до конца 1901 года. Скончался много позже уважаемым генералом от инфантерии в 1915 году в Петербурге.
А мы теперь гуляем в тени парка «Липки» у фонтана и вспоминаем инициатора его создания - губернатора, верного слугу трех государей российских. И очень позаботившегося о благоустройстве Владимира.
Одним из первых остался доволен видом молодого сквера с фонтаном во Владимире министр внутренних дел Сипягин в июле 1901 года. А сейчас парк «Липки» - настоящая зеленая реликвия центра Владимира.