- Последнее изменение тарифных ставок происходило 1 июля 2024 года. И вот сейчас, с 1 июля 2025 года, нас ожидает очередной подъём тарифов, - сказала Мария Новоселова.
Министр напомнила, что с 2014 года Правительство Российской Федерации ввело через Жилищный кодекс механизм ограничения роста коммунальных платежей путем установление индекса их изменения.
Как работает этот механизм? Ежегодно правительство своим распоряжением по каждому субъекту Российской Федерации фиксирует среднее изменение коммунальных платежей с 1 июля каждого года и максимально возможное отклонение от этой величины, которое может складываться по отдельным муниципальным образованиям. Правительство РФ 15 ноября 2024 года издало распоряжение, где для Владимирской области среднее изменение коммунальных платежей с 1 июля 2025 года было установлено в размере 13,3%
Это среднее изменение, которое допустимо на территории Владимирской области при корректировке коммунальных платежей. Далее к этой величине может быть применено максимальное отклонение. Величина его тоже зафиксирована в распоряжении Правительства РФ и составляет 4,8 процента.
- В совокупности это значит, что на территории Владимирской области выше, чем на предельные 18,1 процента совокупный коммунальный платеж, включающий весь набор коммунальных услуг, расти не должен, - подчеркнула Мария Новосёлова.
Собственно, исходя из этих целевых индикаторов и происходила тарифная компания, которая была закончена еще до 20 декабря прошлого года.
Министр сообщила, что коммунальные платежи повысятся максимально - до 18,1 процента - только для 5,2 тысячи жителей Владимирской области. То есть для 0,4 процента населения.
И в основном это касается тех жителей, у которых коммунальный платёж складывается исключительно из оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными.
-Скорее всего, это владельцы дачных участков или какого-то домика в сельском населённом пункте, где люди проживают не постоянно, но по Жилищному кодексу обязаны оплачивать коммунальные услуги в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, - объяснила Мария Новосёлова.
По словам министра, «в зоне максимальных повышений» находится 1-я зона Владимирской области в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, где региональным оператором назначено ООО «Хартия». А почему там такой рост тарифа? Оказывается, меняется логистическое плечо по перевозке мусора вследствие закрытия двух объектов по захоронению отходов. Теперь мусор нужно нужно вести на большее расстояние, и это необходимо учитывать при расчёте тарифа.
А вот пример о плате за отопление. 470000 жителей области отапливают свои жилые помещения с использованием индивидуального газового оборудования. Для них в межотопительный период для типовой семьи из 2 человек и 54-мя квадратными метрами жилья подъём платы за отопление платежей составит 12%.
Далее министр перечислила факторы, которые привели к такому уровню роста.
- Подъём тарифов действительно уникален для последних десяти лет. И главная причина - в изменении цены на газ, - в первую очередь отметила Мария Новосёлова.
Министр напомнила, что в октябре при прогнозировании на федеральном уровне изменения индекса коммунального платежа было допущено повышения цены на газ, который отпускается для теплоснабжающих организаций в 2025 году более чем на 21 процент.
Кроме того, подъём цен на электрическую энергию, которая расходуется на выработку ресурсов, составил 11,6 процента. Это выше, чем в прошлом году.
Плюс инфляция планово составляет 5,8 процента.
-Все эти факторы, которые я перечисляю, относятся к федеральному уровню. Это не региональный уровень, - уточнила Мария Новосёлова. - Во Владимирской области мы полностью исполняем федеральное законодательство и, рассчитывая тарифы, обязаны ежегодно учитывать в расчёте заданные правительством Российской Федерации инфляционные процессы, темпы роста цен на энергоносители, .
Еще один фактор федерального уровня, который способствовал повышению тарифов ЖКХ, по словам министра, - рост ключевой ставки. Ключевая тарифная ставка при формировании всех прогнозов на 25 год - 21%. «Колоссальная ставка» при закредитованности ресурсоснабжающих организаций «серьёзным образом экономику организаций подрывала».
Немаловажным фактором повышения тарифов, который отметила Мария Новосёлова, стало и обязательное наличие инвестиционной составляющей в тарифах. На 2025 год в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения за счёт тарифов в регионе будут реализовываться инвестиционные программы на 679 млн 700 тыс. рублей. Это 40 процентов от инвестиционной ёмкости в сфере ЖКХ региона, которые оплачивает население. В целом эта ёмкость в 2025 году составляет 1 млрд 681 млн. Оставшуюся часть финансируют через участие в государственных программах и всевозможные меры бюджетной поддержки.
И еще один фактор роста тарифов назвала министр - задачу обеспечить достойный уровень оплаты труда тех, кто нас снабжает водой, теплом и т. д.
- Фактор, который показывает, что вряд ли наши тарифы заморозятся, - это необходимость доведения уровня заработных плат сотрудников ресурсоснабжающих организаций, как минимум, до среднеотраслевого уровня. Я вам хочу сказать, что в сфере водоснабжения средняя заработная плата, которая сейчас в тарифах учтена, это 32081 рублей. Решайте сами, насколько она высока или мала. В водоотведения - 31000 рублей и в теплоэнергии - 41887 рублей. Понятно, что уровень зарплат совсем не дотягивает до того нормального уровня, который необходим, так скажем, для нормального проживания и содержания сотрудников снабжающих организаций, - сказала Мария Новосёлова.
И тем не менее в тарифной кампании на этот год удалось уложиться в такие проценты повышения: средний ценник на отопление будет расти максимально на 15,7 процента, по горячему водоснабжению - 14,2 процента, по холодному водоснабжению - 12,7 процента, по электроснабжению - 12,5, водоотведению -10, 5 процента, газоснабжение - 10,3 процента.
- Собственно, при «замешивании коммунального котла», так сказать, такие подъёмы и позволили нам выйти в среднем на 13,2 процента повышения в отопительный период, и на 12,1 процента - в межотопительный период, - резюмировала Мария Новосёлова.
При этом регулятор ещё исключил 5 млрд 94 млн рублей экономически необоснованных расходов снабжающих организаций при процедуре государственного регулирования цен и тарифов.
- Процедура эффективна с точки зрения соблюдения прав потребителей. Порядка 10 процентов внесённых заявок были отклонены как экономически необоснованные, не подтверждённые. Однако эти суммы становятся меньше год от года. А значит та методология, которой мы придерживаемся, начинает учитываться организациями при подаче тарифной заявки. Мы видим, что тарифные заявки из года в год подаются на более высоком качественном уровне, - сказала Мария Новоселова.
Министр напомнила, что в областном бюджете предусмотрены субсидии на оплату услуг ЖКХ для тех жителей области, у которых сумма расходов на «коммуналку» превышает определенный уровень. Основной показатель того, что семья может претендовать на субсидию - это когда её расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22 процента от дохода семьи. Одиноко проживающие пенсионеры могут рассчитывать на такую поддержку, если платят за услуги ЖКХ более 18 процентов дохода.