Пробки как норма жизни.
Пробки на мосту через Клязьму интегрировались в типичный день жителей Владимира. Особенно сложная ситуация складывается в утренние и вечерние часы пик, когда поток машин значительно возрастает. Согласно данным Яндекс.Карт, вечером 12 июля текущего года длина пробки на этом участке превысила 2 километра, существенно затрудняя передвижение транспорта. Именно в этот момент, около 17:00, наш корреспондент отправилась на место, чтобы оценить ситуацию лично.
По итогу, маршрут от улицы Верхняя Дуброва до ОКБ занял около 40 минут, хотя в менее загруженное время это расстояние можно преодолеть за 20 минут – вдвое быстрее. Пробка простиралась от поворота с Большой Московской на Ерофеевский спуск до самого парка. В навигаторе этот участок был окрашен в красный цвет, что указывает на почти максимальный уровень затора.
Для тех, кто не живет в этих районах, пробки могут показаться лишь разовой задержкой, но для тех, кто сталкивается с ними ежедневно, это серьезная проблема.
Екатерина, жительница Заклязьменского района, отметила, что если она не выезжает заранее, то рискует опоздать на работу. Подъезд к мосту занимает на 20–30 минут больше обычного, и из-за этого порой невозможно уложиться в рабочий график.
Алексей, который регулярно возит ребенка к бабушке в Коммунар, рассказал, что особенно тяжело приходится в дождливую погоду. Дело в том, что в такие дни пробка на мосту через Клязьму становится еще более затяжной из-за снижения скорости движения транспорта. Водители вынуждены быть более осторожными на скользкой дороге, что приводит к увеличению времени проезда. Кроме того, плохая видимость и необходимость использования дворников добавляют дискомфорта, а лужи на подъездах к мосту могут создавать дополнительные сложности. Всё это делает поездку особенно утомительной, когда в машине находится ребенок, которому сложно долго находиться в ограниченном пространстве.
Проблема усугубляется тем, что даже небольшое количество машин способно создать затор. Так, таксист Андрей поделился своим опытом: в субботу днем, когда городские дороги были практически пустыми, он попал в пробку на въезде на мост.
– В сторону Загородного парка одна полоса была открыта. Буквально 10–20 машин, которые ехали со мной одновременно, – они и то умудрились создать пробку. На этом «узком горлышке» при перестроении в один ряд на мосту, когда там все начали друг друга пропускать, мы этот мост проезжали минут 15 точно. Что уж говорить про час пик… – поделился собеседник.
Водители такси уже научены горьким опытом и стараются избегать поездок в район Загородного парка в часы максимальной загруженности. Пассажиры часто жалуются, что им нужно успеть на вокзал или в больницу, но найти такси, готовое взять заказ в этот район, в пиковые часы крайне сложно. Таксисты объясняют, что стояние в пробках делает такие поездки невыгодными и неудобными как для них самих, так и для клиентов.
От плавучей переправы до капитального моста.
Пробки на въезде во Владимир – давняя «традиция», корни которой уходят в XIX век. Тогда, как и сейчас, людям требовался способ перебраться с одного берега Клязьмы на другой. Первая переправа представляла собой деревянный плавучий мост, расположенный чуть выше по течению от нынешнего железобетонного сооружения – примерно в начале современной Муромской улицы.
Мост называли «живым» или наплавным. Он действительно был «живым» – при движении конструкция раскачивалась, ведь она лежала прямо на воде, опираясь на плоты. Осенью мост разбирали, чтобы не повредил ледоход, а весной вновь собирали. Зимой жители ходили и ездили по льду реки, а летом для прохождения судов мост разводили. У моста на летний период даже появились свои дополнительные «услуги»: здесь сооружались купальни, а лодки можно было взять напрокат.
Накануне Первой мировой войны власти задумались о строительстве капитального моста, но времени и средств не хватило. Вопрос поднялся снова во время Великой Отечественной войны, когда нагрузка на «живой» мост резко возросла, особенно осенью 1941 года. Однако только спустя два десятилетия, в 1960 году, был построен современный бетонный мост, который заменил старую плавучую конструкцию.
Этот арочный железобетонный мост стал первым постоянным сооружением через Клязьму. Его строительство стало важным этапом в развитии города. Благодаря мосту началось освоение правобережья: здесь появились жилой район, Загородный парк и областной больничный центр.
30 сентября 1960 года автомобильное движение по новому мосту открылось официально. Конструкция состояла из пяти пролетов: крайние были железобетонными, а русловые – металлическими. Длина самого моста составила 314,17 метра, а длина мостового перехода – 2,493 километра. При возведении арок строители применили инновационные решения: отказались от промежуточных опор, что стало настоящим прорывом в мостостроении того времени. Газеты гордо сообщали, что это новшество применяется впервые.
В 1961 году владимирцы получили еще два подарка. Во-первых, по мосту пустили троллейбусы, связав правый берег с городом. Во-вторых, открылся Загородный парк, ставший любимым местом отдыха горожан.
К началу XXI века железобетонная конструкция обветшала, и к 2001 году откладывать капитальный ремонт уже не представлялось возможным. 6 июля мост закрыли, перенаправив транспортные потоки через Южный объезд города и временный понтонный мост, специально сооруженный на время работ. Для пассажиров и водителей это стало серьезным испытанием, но в 2003 году обновленный мост открылся. Правда, троллейбусы так и не вернулись на маршруты через Клязьму, зато появились пробки.
Что усугубляет транспортный коллапс.
Действующий мост через Клязьму во Владимире изначально был рассчитан на пропускную способность в 35 тысяч автомобилей в сутки, что эквивалентно примерно 1450 машинам в час. Однако реальная нагрузка значительно превышает эти показатели. В утренние и вечерние часы пик интенсивность движения возрастает до 2000 автомобилей в час, что создает многокилометровые пробки. Даже реверсивное движение не справляется с потоком машин в пиковые периоды, превращая пересечение реки в одно из самых проблемных мест города.
Сезонные колебания также усугубляют ситуацию. Летом, особенно в выходные дни, интенсивность движения возрастает за счет туристического потока и увеличения числа выездов за город. Это лишь добавляет проблем автомобилистам, которые вынуждены простаивать в пробках.
Ремонтные работы на мосту становятся настоящим испытанием для жителей города, практически парализуя движение. Альтернативный маршрут через Южный обход Владимира, который навигаторы предлагают для объезда, также не всегда спасает положение – там регулярно образуются заторы, особенно из-за большегрузного транспорта.
Решение многолетней проблемы.
Идея строительства второго моста через Клязьму неоднократно становилась предметом обсуждений, особенно в условиях возрастающей нагрузки на действующий переход. Первые конкретные разговоры о необходимости новой дороги в Загородный микрорайон с дополнительным мостом через Клязьму появились в конце 2021 года. Главный архитектор города Владимира Андрей Быков (в июне 2024 года он покинул пост) подчеркивал важность этого проекта, отмечая, что администрация города планирует разработать проект планировки территории, выполнить расчеты стоимости строительства и включить его в одну из государственных программ для дальнейшего финансирования и реализации.
Одним из предложенных решений городской администрации стало продление Суздальского проспекта до турбазы «Ладога», что предусматривает возведение моста через реку.
Кроме того, рассматривается еще одна поправка, согласно которой планируется продлить улицу Мостостроевскую в районе юго-западной промзоны до Судогодского шоссе. Этот проект также предполагает строительство моста через Клязьму.
Маршрут проложен с учетом экологических и исторических ограничений. Прохождение проекта согласовывалось с экологами на протяжении полутора лет. Выбранное место для строительства – единственное, которое не затрагивает природоохранные зоны и объекты культурного наследия.
Как ранее рассказал в интервью «ВВ» начальник управления архитектуры и строительства администрации Владимира Игорь Соловьёв, изменения могут положительно повлиять на жизнь горожан. Речь идет, прежде всего, о транспортной безопасности. В настоящий момент у города фактически есть только один выезд в сторону Мурома через Клязьму, что создает серьезные проблемы при перегрузке этого участка. Новые транспортные решения позволят разгрузить как западную, так и восточную части города. Так, дорога с улицы Мостостроевской обеспечит выезд всего западного района на Южный объезд, что значительно снизит нагрузку на центральные магистрали. Продление Суздальского проспекта также сыграет важную роль, поскольку выведет автомобильный трафик восточной части города на Южный объезд, минуя перегруженные участки. Эти меры призваны не только оптимизировать движение транспорта, но и повысить комфорт передвижения для жителей разных районов города.
Будущая дорога – от площади Фрунзе до автодороги Ладога–Лунево – протянется более чем на 6 километров и будет включать четыре полосы движения, кольцевые развязки и эстакаду через железнодорожные пути. Протяженность самого моста составит 650 метров. Помимо автомобильных полос предусмотрены пешеходные и велодорожки, а также современное освещение. Пропускная способность нового моста рассчитана на ближайшие 100 лет.
Региональные власти обратились за поддержкой реализации проекта на федеральном уровне. Губернатор Владимирской области Александр Авдеев даже обсуждал строительство второго моста с Валентиной Матвиенко на заседании Совета Федерации: «Город буквально задыхается. Если в ближайшее время проблему не решить, то город встанет. Конечно, мы понимаем, что уже принят 5-летний план дорожного строительства. Просим вашей поддержки для включения в следующую пятилетку, а за это время необходимо разработать проект. Требуемый объем средств на строительство из федерального бюджета порядка 10 миллиардов рублей».
Сроки начала строительства пока остаются неизвестными. Сейчас документация уже готового проекта находится на стадии согласования, специалисты рассчитывают финальную стоимость работ. Только после завершения всех подготовительных этапов начнутся работы на территории.