На сайте ИА РАН сообщается, что среди исследованных в этом году погребений 3 мужских, 5 женских и 5 детских. В трех расчищены железные гвозди, скреплявшие внутримогильные сооружения. Женские и детские погребения сопровождались украшениями: проволочными височными кольцами, стеклянными бусами и подвесками к ожерелью, а также железными ножами, расческами (сохранились металлические шпеньки, скреплявшие костяные пластины) и сосудами для напутственной пищи.
Яркую группу находок составили бусы из цветного стекла: так называемые «лимонки» и глазчатые бусы. Эти предметы, поступавшие на Русь в IX-X веках с Ближнего Востока, ранее были представлены в погребальных памятниках Суздальского Ополья сравнительно немногочисленными находками.
В юго-восточной части могильника открыто три погребения, которые представляют археологам "исключительный интерес". Могильные ямы характеризуются большими размерами (3,4-4 метра длиной и 1,6-1,8 метра шириной). Похожие могильники уже выявляли раньше на других участках некрополя. Внутри могил сохранились следы стационарных деревянных конструкций с перерубами на углах, в которые укладывали тела. Два из этих погребений оказались мужскими. В одном найдены железный нож, кремень, весовая гирька, фрагмент монеты и небольшой керамический сосуд. В другом - металлические детали пояса, нож, кресало, кремень и узколезвийный боевой топорик, лежавший справа у бедра.
"Это шестое погребение с боевым топором, исследованное в Гнездилове, - пишут археологи. - Рядом с этим погребенным, в его ногах, на той же площадке, расчищено погребение другого мужчины, лежащего лицом вниз (изначально на правом боку), с подогнутыми ногами, в тесной могильной яме, без сопровождающих вещей. Это редкая для погребальных памятников средневековой Руси демонстрация социального неравенства, отношений личной зависимости или насильственного разрешения конфликтов".
Уникальным для некрополей Суздальского Ополья стало женское погребение с богатым набором украшений. Найдены два височных кольца, ожерелье, подковообразная фибула, массивный дротовый браслет, завязанный на два конца, и широкосрединный перстень. Все украшения из серебра и отличаются высоким качеством исполнения. В состав ожерелья входят 6 подвесок, 17 стеклянных «глазчатых» и 8 металлических бус, часть которых была украшена сканью. Одна из подвесок – круглая с волютами из зерни и скани на щитке. Первоначальное происхождение таких украшений скандинавское, однако во второй половине X – первой половине XI века они получили распространение на Руси и вошли в состав парадного убора древнерусской знати. Остальные подвески сделаны из монет: двух восточных дирхамов и двух западноевропейских денариев, отчеканенных в Чехии и Саксонии.
В качестве пятой монетной подвески выступает джитал – серебряная монета, распространенная в средневековье, в основном, на территории современных Афганистана, Пакистана и Индии. На лицевой стороне монетки можно увидеть изображение оседланного быка-зебу, а на оборотной – всадника. Над быком помещен титул эмитента – Шри Спалапати Дева, в переводе означающий «главнокомандующий / военачальник». Находки джиталов большая редкость, на Руси они известны лишь в Гнездове, окрестностях Новгорода и на Плещеевом озере.
Фото ИА РАН.
Ученые подчеркивают, что раскопки в Суздальском районе Владимирской области достоверно идентифицируют погребения социальной элиты в некрополях Северо-Восточной Руси конца X-XI в. и представляют особенности ее культуры и стиля жизни. Гнездилово – один из немногих древнерусских некрополей, где такие погребения выявлены и документированы по современным стандартам археологии.