Как ранее сообщила министр образования Владимирской области Светлана Болтунова, с 2020 по 2024 год было подписано 536 целевых договоров с абитуриентами педагогических вузов. Студенты, выбравшие этот путь, получают ежемесячную стипендию от 10 до 15 тысяч рублей. В этом году поддержка расширена: впервые стипендии по 6-10 тысяч рублей начали выплачивать и студентам колледжей, обучающимся по педагогическим специальностям.
Особое внимание уделяется и подготовке медицинских кадров. В сентябре 2023 года филиал ПИМУ впервые набрал 120 студентов по направлению «лечебное дело» и 40 ординаторов по 16 направлениям. В 2024 году в вуз поступило еще 187 студентов на лечебный факультет, 43 - на новый педиатрический, а также еще 43 ординатора. На сегодняшний день в филиале ПИМУ учатся уже 505 студентов и 78 ординаторов. На 16 увеличено количество мест на лечебное дело. Это бюджетные места для ребят с наивысшими баллами ЕГЭ.
Ректор вуза Юлия Арсенина рассказала, что часть студентов обучается за счет гранта губернатора - это те, кто прошел конкурсный отбор и получил поддержку областного бюджета.
Отметим, что с 2024 года процесс поступления по целевому направлению стал проще и прозрачнее благодаря изменениям, внесенным Министерством образования. Теперь абитуриентам больше не нужно самостоятельно искать работодателя, готового заключить договор о целевом обучении. Вместо этого вся процедура перенесена в цифровое пространство: все предложения от заказчиков - от региональных администраций до крупных госкорпораций - можно найти на единой платформе «Работа в России», интегрированной с порталом «Госуслуги». Теперь абитуриент формирует цифровой профиль, подает заявку на интересующую вакансию и заключает договор дистанционно.
Целевики-педагоги.
Одной из студенток, выбравшей целевое обучение, стала Ульяна Веселова - будущий учитель физико-математического профиля из ВлГУ. О возможности поступления во Владимире по целевому договору она узнала от директора образовательного центра № 3 (бывшая школа № 13), где училась с восьмого класса. По ее словам, выбор в пользу целевого направления был продиктован не только желанием подстраховаться при поступлении на сложное и конкурентное направление, но и стремлением вернуться в родную школу - как на практику, так и на постоянную работу.
- Мне всегда были интересны физика и математика, и я любила объяснять одноклассникам материал, если они не понимали его на уроках. Нравилось помогать в этом, как-то их направлять. Подумала, что педагогическое направление мне как раз подойдет, - поделилась девушка, отметив, что именно творческая составляющая профессии учителя, а не сухие технические специальности, ближе ее характеру.
Ульяна подчеркивает, что один из главных плюсов целевого обучения - более легкий конкурс: когда она поступала, конкуренция по целевой квоте была значительно ниже, чем на общих основаниях. По условиям договора, после окончания вуза она обязана отработать три года в той же школе, где преподает уже сейчас, будучи студенткой четвертого курса. При этом она учится на дневном отделении по индивидуальному плану и вполне легко совмещает учебу с преподавательской деятельностью.
- Если я сейчас учусь и параллельно работаю, это не считается, что я отрабатываю договор, потому что у меня пока нет высшего образования. Но сама возможность получить опыт еще в студенчестве - огромное преимущество, - замечает Ульяна.
Еще одной студенткой, выбравшей путь целевого обучения, стала Екатерина Кайнова - будущий учитель русского языка и литературы из ВлГУ. О такой возможности она узнала от мамы: та предложила этот вариант как подстраховку на случай, если не получится пройти на бюджет по общему конкурсу. Педагогическое направление, впрочем, девушка выбрала осознанно: с восьмого класса она мечтала стать учителем, вдохновляясь примером своей учительницы по русскому языку и литературе.
- Я бы хотела, чтобы будущие поколения так же интересовались этими предметами, как когда-то интересовалась я, - призналась собеседница.
Сейчас, на пятом курсе дневного отделения, студентка уже трудоустроена в школу, с которой заключен целевой договор. С 1 сентября она преподает русский язык и литературу в пятых классах. Несмотря на нагрузку (девять часов в неделю), девушка отмечает, что работа дается легко:
- Мне достался очень хороший класс. Дети сами многим интересуются, задают интересные вопросы. Мне легко готовиться к урокам, потому что нас хорошо готовили по методике преподавания предметов, - рассказала Екатерина.
Главным преимуществом целевого обучения она назвала гарантию трудоустройства.
Ольга Сафронова - выпускница ВлГУ, целевик, получивший специальное (дефектологическое) образование. Профессию выбрала из-за желания помогать детям.
- У меня специальность смежная: не только психотерапевтическая, но и медицинская. Я замечала рост количества детей с различными нарушениями в развитии и понимала, что мне интересно работать с ними, добиваться прогресса. Определенный опыт работы уже был - в учреждениях культуры, захотелось двигаться дальше, связать жизнь с педагогикой, - рассказала она.
Свой договор Ольга уже отработала. Завершая еще только первый курс учебы, она трудоустроилась в ковровскую школу № 24, где ранее училась сама. В учреждении как раз остро не хватало специалистов по коррекции речевых нарушений у детей - логопедов и дефектологов, поэтому, по согласованию с управлением образования, девушка вышла в школу в счет будущей отработки целевого контракта. К слову, он у Ольги был заключен довольно гибко: если бы она захотела, могла бы перевестись в любую другую школу, лишь бы оставалась в городской системе образования.
Целевики-медики.
Илья Максимов, третьекурсник лечебного факультета Владимирского филиала ПИМУ, мечтает в будущем стать психиатром. Целевое обучение он выбрал тоже по совету мамы. Сначала окончит специалитет по направлению «Лечебное дело», который длится шесть лет, затем будет поступать в ординатуру по выбранной специальности. Целевой договор у Ильи заключен с Центральной поликлиникой города Владимира, расположенной рядом с университетом. После окончания вуза он должен отработать там три года терапевтом.
Главными плюсами целевого обучения Илья считает не только возможность более легко поступить в университет (в этом году в ПИМУ проходной балл для целевиков был 165 - против 205 баллов на общем конкурсе), но и статус бюджетника: студент сохраняет право на повышенную академическую стипендию и другие льготы.
На третьем курсе лечебного факультета Владимирского филиала ПИМУ учится и Софья Трифонова - будущий терапевт. Она, как и многие, выбрала целевое обучение как самый надежный путь к профессии. О программе девушка узнала еще в старших классах школы: педагоги рассказали о возможности поступить в вуз с гарантированным трудоустройством. Решение заключить договор с конкретным работодателем - Центральной поликлиникой города Владимира - было продиктовано желанием обезопасить себя от неопределенности после выпуска.
Софья отметила, что выбрала медицину задолго до открытия филиала ПИМУ и появление вуза в регионе стало для нее шансом учиться и строить карьеру здесь, не уезжая в Москву. В дальнейшем студентка планирует поступить в ординатуру - возможно, снова по целевой квоте.
Вовлеченность работодателей.
В школе № 24 г. Коврова поясняют, что участие в программе целевого обучения - стратегическое решение, ориентированное на подготовку квалифицированных кадров. Отбор кандидатов происходит через собеседования, профориентационные мероприятия и тестирования. Особое внимание уделяется ученикам, которых педагоги наблюдают с младших классов и знают как целеустремленных, ответственных и социально активных.
Для школы важны не только профессиональные знания будущего педагога, но и личные качества: терпение, эмпатия, умение вдохновлять. Опыт работы с детьми, особенно с ограниченными возможностями здоровья, также играет ключевую роль. Именно такой комплексный подход, по мнению работодателя, позволяет формировать устойчивый кадровый резерв. Например, Ольга Сафронова еще в школьные годы проявляла инициативу: организовывала мероприятия, возглавляла волонтерский отряд. В студенческие годы быстро освоила профессиональные навыки, работала с детьми с ОВЗ, проводила коррекционные занятия и уроки. Благодаря поддержке коллектива и собственной мотивации она успешно адаптировалась и уже внесла значительный вклад в образовательный процесс.
Чтобы помочь студентам адаптироваться, школа регулярно организует практики и консультации, обеспечивает наставничество. Все студенты, обучающиеся по целевым договорам, проходят практику непосредственно в учреждении, получая обратную связь и возможность применять знания в реальных условиях.