От ваты до искусства.
Еще в 1927 году во Владимире работали две ватные фабрики - одна на Клязьме, другая в бывшем свечном заводе на Зеленой улице. Сегодня это улица Сакко и Ванцетти. В январе того года Губотдел союза текстильщиков заключил коллективный договор с арендатором - частным товариществом «Григорьев, Матвеев и Остров»: рабочие первого разряда получали 20 рублей 75 копеек, для 13 рабочих и служащих выдавали спецодежду, а товарищество отчисляло 2% всей зарплаты на культработу, предоставляло помещения для красного уголка и библиотеки.
В марте 1927 года в столярной мастерской фабрики на Зеленой улице случился пожар - огонь вспыхнул у печи. К счастью, его быстро потушили, но пострадали пол и перегородка. К июлю мастерская по отбелке тряпья, сырья для ваты, была открыта на Клязьме. После отбелки тряпье отсылалось на ватную фабрику.
В 1951 году на этой базе была организована Владимирская мебельная фабрика, однако через пять лет курс снова сменили: предприятие переориентировали на выпуск музыкальных клавишных инструментов. Сначала делали и мебель, и пианино. К 1958-му пианино с маркой «Владимир» звучали по всей стране - в школах, детсадах, квартирах. Газета «Комсомольская искра» в то время писала: «Собираются десятки пианино, включая полуторатысячное…»
С 1964 года фабрика выпускала уже только пианино. Мебель ушла в прошлое. В эти годы предприятие масштабно реконструировали: построили трехэтажный корпус, запустили конвейер, внедрили лакокрасочную машину. Трудоемкость снизилась на 30-40%.
В 1966 году во Владимире освоили и начали серийное производство новой модели пианино «Чайка». Оно отличалось от предшественников малогабаритной формой, клавиатура была легче и не требовала усилий при игре.
За 70-80-е годы фабрика выпустила около 42 тысяч инструментов. Их везли в Италию, Испанию, Норвегию, Японию. Были и эксклюзивы - например, пианино в стиле английского мастера Томаса Чиппендаля. В 1984 году началось производство гитар. Специалистов по их выпуску на фабрике поначалу не было, и работники ездили учиться в Иваново и другие города. Но уже спустя короткий период времени лишь одна бригада владимирской фабрики выпускала уже 10 тысяч гитар в год.
В 90-е спрос на музыкальные инструменты резко упал, предприятие дополнительно занялось изготовлением садовой мебели. Таким образом руководство попыталось сохранить коллектив с уникальными специалистами по сборке пианино. В 1994-м фабрика стала ОАО. В 2000 году, преодолев все трудности, предприятие получило международную премию «Нью миллениум»: за лучшую торговую марку нового тысячелетия. Казалось, вот он - триумф! Среди 14000 предприятий из 115 стран мира наше было признано лучшим! Но к 2010 году производство остановилось.
21 апреля 2018 года на месте бывших цехов открылся фестиваль «АртСубъект». Пустые залы превратились в лофт. Так родилось Творческое пространство «Фабрика». Вход оформил скульптор-реставратор Владимир Куковицкий: в белом камне - как символ нового начала.
Диалог времен.
Управляющая лофт-проектом «Фабрика» Надежда Николаевна провела экскурсию по зданию для корреспондентов «ВВ». Начала она с фасада - с деталей, что сразу бросаются в глаза.
- Это белокаменная резьба в тех же традициях, что и на Дмитриевском соборе, - рассказала она. - Есть версия, что камни для собора возили из Волжской Булгарии, но на самом деле у нас в области свое большое месторождение. Этот камень из Мелехова.
Каждый резной элемент не просто копия, а воссоздание по старинным технологиям. Львы-грифоны, некогда охранявшие храмы, вновь «в дозоре» - теперь они ведут не в княжеские палаты, а в Творческое пространство «Фабрика».
Уже внутри Надежда Николаевна указывает на старинную часть здания:
- Это самая старая часть, изначально построенная. Здесь начиналась вся промышленность. После Муравкиных огородов, которые были у Лыбеди, поднимаетесь, и начинается промзона владимирская. Одним из первых промышленных предприятий как раз было здание нашей фабрики.
Изначально фабрика состояла из одного корпуса с окнами, выходившими наружу. Остальные постройки на территории были деревянными. По мере роста производства начались пристройки.
- Пристройки идут сначала коридорного типа, одноэтажные, потом надстраивается второй этаж, - продолжает наш экскурсовод. - Видите, окна выходили наружу, потом пристраивается лестница, появляются сводчатые перекрытия на замковой кладке. Особое внимание - кирпичной кладке. Раствор практически весь оригинальный. Где серенький - это новоделы. А где беленький, известковый, по особой технологии - это старинная кладка.
Собеседница поясняет, что сводчатые перекрытия в здании изначально формировались на деревянных досках, на которые затем заливался раствор. Опорой для них служили чугунные колонны, сохранившиеся до наших дней и до сих пор видимые в некоторых помещениях.
На сводах заметны темные пятна - это не следы краски, а копоть от старого отопления, напоминающая о том, как раньше в топках сжигали топливо, а дым, проникая через щели, оседал на потолках.
Управляющая указывает на одну из пристроек, поясняя, что это следующий этап развития фабрики. Здесь когда-то располагались две лестницы, уходящие в разные стороны, что позволяло развести потоки рабочих и оптимизировать перемещение между этажами.
Почти все перила в здании оригинальные, за исключением деревянных. То же касается облицовки, стен и потолков: интерьер старались восстановить максимально близко к первоначальному виду. Однако годы интенсивной эксплуатации оставили на стенах множество следов - слои краски, побелки, и т.д. Всё это аккуратно счистили, тщательно обработали поверхности и привели в порядок, сохранив дух старинного промышленного здания.
А вот окна воссоздать в точном соответствии с оригиналом оказалось затруднительно: их за годы пристроек делали разного размера и конструкций. К тому же в начале XX века стекла были небольшими, поэтому окна имели мелкую нарезку и множество импостов.
Чтобы передать атмосферу эпохи, команда тщательно подбирала аутентичные материалы. Например, чугунные плиты на полу приобрели на блошином рынке - увидев их, поняли, что без таких деталей не обойтись. Плитку для пола выбирали по форме и фактуре, ориентируясь на старые образцы.
Одной из неожиданных «археологических» находок стали оттиски старой плитки, сохранившиеся на полу одного из помещений. Хотя сама плитка разрушилась, клей оказался настолько прочным, что оставил четкий след. Решено было не скрывать его, а оставить как напоминание о прошлом - чтобы посетители и арендаторы могли буквально видеть, с чего начиналась реконструкция.
В старинном корпусе около 40 помещений эпохи фабрики. Всего же на территории - более ста, теперь сдаваемых в аренду под мастерские, выставки, бизнес. Реконструкция заняла почти десять лет: с 2016 года - расчистка, демонтаж, к 2018-му - первый арендатор.
Сложнейший этап - замена перекрытий, где деревянные балки пришли в негодность. Их поменяли, сохранив архитектурный облик.
Чтобы интерьеры не выглядели пустыми, музеи города любезно предоставили часть своих коллекций - экспозиции, картины, предметы старины. Нередко здесь проходят выставки, которые гости рассматривают часами. Впрочем, и современные детали притягивают взгляд. Например, двери.
- У нас было производство дверей на фабрике, - объясняет Надежда Николаевна. - И мы поняли, что хотим закрыть этот вопрос на долгосрочную перспективу: не на десять лет, как многие сейчас делают, а чтобы остались еще для потомков, на века. Все двери из бука, каждая разного цвета, чтобы люди могли ориентироваться: желтая - значит, туда. Не надо искать номера, чего-то выглядывать - просто повернул и вошел.
Цокольный этаж пока всё еще в стадии реконструкции. Процесс идет постепенно, но основательно. Управляющая поясняет, что восстановление - это непрерывная работа. Две организации уже снимают здесь помещения, но в исторический облик не «вмешиваются»: кирпичные стены в их офисах открыты, белые поверхности не закрыты гипсокартоном, а гладкие стены только там, где без них не обойтись.
Выходя из здания, Надежда Николаевна обращает наше внимание на массивную металлическую конструкцию в центре зала - паровой пресс 1928 года, изготовленный в американском городе Бруно. Чтобы установить его, пришлось разобрать кровлю и поднимать детали на лебедках через крышу, а затем собирать прямо на месте. Пресс работал так: доски пропаривали и сжимали, получая прочные щиты. Вместо того чтобы убрать или переплавить такое наследие, команда лофт-проекта приняла решение превратить его в уникальный арт-объект. В конце концов, нечасто удается встретить подобные промышленные гиганты, дошедшие до наших дней.
Надежда Николаевна также пояснила, что здание, в котором мы находимся, строилось в 1962-1963 годах. Для монтажа пресса пришлось разобрать перекрытие и заменить кирпичные своды на металлические балки, сваренные на уголках-косынках. Специалисты ВлГУ со строительной кафедры недавно провели обследование и подтвердили: несмотря на возраст, конструкция останется прочной еще многие годы.
Другим роскошным подарком из прошлого стали старые альбомы, найденные во время реконструкции в подсобках. В советское время профсоюзы вели фотохронику субботников, строек, награждений. Теперь эти снимки лофт-пространство бережно хранит как живую историю.
«Сердце веры».
В одном из старинных корпусов «Фабрики» теперь живет святость. Здесь разместился Музей владимирской иконы, созданный галереей «Русская старина». В его основе - частная коллекция икон, отражающих разные стили иконописных центров России. Особое место занимают образы Владимирской Богоматери - святыни, веками охранявшей Русь.
Нас встречает Валерий, основатель музея. Говорит, что уже 20 лет связан с антиквариатом и решил реализовать масштабную идею: создать в одном из помещений бывшей фабрики полноценную экспозицию. Начинался этот проект с небольшой выставки, но постепенно обрел форму, стал постоянным и получил официальный статус: сегодня это признанное государством некоммерческое учреждение.
В коллекции Валерия 120 предметов, датируемых XV-XX веками. Одна из главных реликвий - факсимильная копия Владимирской иконы Божией Матери, созданная в 1929 году иконописцем Кириковым по заказу Третьяковской галереи.
- Что такое факсимильная копия? - поясняет Валерий. - Это послойное повторение всех чинок, начиная с XIII века. Первообраз - та икона, которая была передана в XII веке на Киевскую Русь в виде дипломатического подарка при князе Мстиславе. А когда князь Андрей Боголюбский захотел основать на северо-востоке Руси, то бишь у нас в Залесье, столицу, он захватил этот образ и перевез на Владимирскую землю. Эта копия - не просто изображение. Это была личная келейная икона патриарха Пимена. На обороте - латунная бирка: «Дорогому отцу Пимену от бригады художников». 1956 год. Перед этим образом патриарх Пимен в те тяжелые для церкви годы молился за сохранение Русской православной церкви, и, может, поэтому она и выстояла, и сохранилась.
По словам Валерия, когда приезжал митрополит Никандр, он сказал: «Всё можно убирать, а это будет центр паломничества».
Гармония прошлого и настоящего.
После экскурсии по зданию Надежда Николаевна провела нас по внутреннему двору «Фабрики». Здесь наше внимание сразу привлекла мозаика на стенах. На вопрос, кто ее создал, Надежда Николаевна рассказывает, что автор - художник из Северной Европы. Он провел во Владимире прошлое лето и оставил после себя работы, превратив, по сути, обычные кирпичи в мозаику. Так живая авторская работа стала частью архитектуры.
Проходим массивную металлическую конструкцию, торчащую из земли. Надежда Николаевна поясняет: это остатки сушильных камер, где раньше загружали лес. Траверсные тележки опускали штабеля досок, которые затем шли в сушильное отделение - без этого этапа не было бы качественных пианино.
Еще здесь сохранилось в хорошем состоянии сооружение, построенное в 1950-х. Его не стали сносить, а законсервировали специальной резиновой краской и оставили как памятник производственной эпохе.
Точно так же поступили с частью стены, обнаруженной при разборке ремонтных мастерских. Решено было ее сохранить, чтобы подчеркнуть историческую глубину места.
На одной из стен - панно от известного владимирского художника Мишкина, воссоздавшего всю историю фабрики в мозаичной технике с отсылкой на игру «Тетрис». Цикл производства показан поэтапно: от поступления заготовок до сборки каркасов пианино и роялей, подъема деталей наверх, лакировки, упаковки и отправки готовой продукции. Особый штрих - сам художник изображен на панно, будто наблюдает за процессом.
На вопрос о свободной площадке Надежда Николаевна рассказывает, что в планах - амфитеатр. Когда-нибудь здесь будут проходить спектакли, концерты, лекции и другие публичные мероприятия.
Большое внимание команда лофт-пространства уделяет озеленению двора. Уже несколько лет здесь высаживают многолетники: шалфей, эхинацею, котовник, гортензии. Последних, к слову, тут аж восемь видов, и если даже названия растений порой забываются, то их красота говорит сама за себя.
Что ж, делаем вывод: «Фабрика» - это не просто переоборудованное здание. Это место, где прошлое не прячут, а включают в будущее; где сушильные камеры - памятники; мозаика - история, а двор - цветущий арт-оазис посреди города.