Во Владимирском институте развития образования доктор теологии, профессор факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Всеволод Золотухин провёл лекцию для педагогов на тему «Религиозный и этнический экстремизм в образовательных организациях: ключевые риски и методы профилактики». Одна из ключевых угроз сегодня – использование религиозных, этнических и культурных различий для разжигания вражды, считает эксперт.
В условиях внешнего давления на страну активизируются все возможные каналы каналы разобщения граждан – так было в конце 1980-х, и сегодня мы наблюдаем схожие процессы, отмечает спикер. При этом, несмотря на внешние различия – акцент, традиции или вероисповедание – люди гораздо больше похожи друг на друга, чем может показаться. Именно эти видимые отличия становятся удобным инструментом для манипуляций, особенно когда человек не обладает критическим мышлением и базовыми знаниями о мире.
Золотухин сравнивает идеологические атаки с мошенничеством: как телефонная афера использует доверчивость, так и пропаганда формирует искусственный образ «врага» – человека другой национальности, веры или происхождения.
Лекцию посетили педагоги из районных школ, многие из которых уже внедряют в учебный процесс профилактические часы, направленные на противодействие радикализации. Учителя отмечают, что подростки всё чаще сталкиваются с радикальным контентом в соцсетях.
«Мы с ними [детьми] обсуждаем общие темы, не только касаемые школы, а вообще даже их интересы и тесно, – рассказала Яна Калугина, учитель иностранного языка школы №18 Мурома. – Многие дети мне рассказывают о своих соцсетях также, что они видели какие-то ролики, касаемые также экстремизма, пропаганды вот этого вот экстремизма». Её коллега, Марина Шетина из Александрова, подчеркнула сложность работы: «В современном обществе, особенно когда ты работаешь с молодёжью ты постоянно видишь какие изменения, какие бывают у ребят предпосылки к этому и как это проработать не всегда есть способности и возможности».
По итогам мероприятий стало очевидно: эффективная защита от экстремизма – это не только работа силовых структур, но и ежедневный труд педагогов, психологов, родителей. Главное, как заметил Золотухин, – не бояться сложных тем:
«Это наши дети, наши ученики, наши младшие братья и сёстры, с ними надо проводить соответствующую работу. Необходимость этого очевидна, а совокупность как признаков, так и методов профилактики – неочевидна. <...> Нет ничего сложнее, интереснее человека. Именно потому здесь все трудно. Иногда кажется, что: «А что тут такого? Сказал – они сделали». Но в вопросах таких тонкостей, как убеждение, как картина мира, здесь легко наломать, и трудно выстроить».