- Ирина Юрьевна, здравствуйте! Мы очень рады приветствовать вас снова. И, переходя к теме нашего разговора, хотелось бы отметить тот широкий спектр услуг, который представляет компания «Простые решения»: это бухгалтерия, кадры, охрана труда, пожарная безопасность, гражданская оборона, управленческий учет. Почему вы выбрали именно такой набор направлений и какие из них наиболее востребованные у клиентов?
- Мы начинали с бухгалтерских услуг, потом пришло понимание - забрать на аутсорсинг кадровый учет. А потом получается, что кадровый учет «тянет» за собой охрану труда и так далее. Теперь мы предоставляем целый комплекс услуг. Кстати, мало кто ведет гражданскую оборону, а там вводный инструктаж существует, за его отсутствие - штраф 200 тысяч рублей.
- Какие услуги востребованы больше всего?
- Востребованы больше всего бухгалтерские услуги, кадровый учет, его даже больше, потому что во многих компаниях кадры ведут бухгалтеры, но бухгалтеры не кадровики. И вот когда мы принимаем компанию, мы четко видим, насколько минимально ведется кадровый учет. Нет приказов, хорошо если трудовой договор есть, а остального всего просто ничего нет. Поэтому кадровый учет сейчас более, наверное, востребованный, плюс практически охрану труда никто не ведет.
- А воинский учет?
- Воинский учет мы тоже ведем по требованию.
- Ирина Юрьевна, в этом году ваша компания отмечает десять лет. Оглядываясь назад, что вы считаете своим главным достижением за эти годы?
- Начиналось всё с одного человека. Сейчас у нас более 35 сотрудников. Команда слаженная, во многих регионах. Мы знаем, как двигаться дальше. Наши десять лет - это точка движения дальше. Я бы так сказала.
- Недавно открылось ваше подразделение во Владимире. Что послужило причиной?
- Когда мы в прошлом году побывали на вашем мероприятии, медиаконгрессе, тогда Институт экономики и туризма предложил нам заключить партнерское соглашение. А здесь ничего не открыто, какие студенты, как можно с ними работать? И мы практически в один день принимаем решение, открываем офис. Мы быстро арендовали помещение, и вот уже несколько месяцев здесь работаем. Думаю, что у нас большие перспективы во Владимире, потому что я анализировала цифры - за несколько лет из 7000 субъектов малого и среднего предпринимательства стало более 50 000. То есть бизнес у вас развивается. Поэтому я думаю, что мы очень полезны будем Владимиру. Так что ждем предпринимателей, да и крупный бизнес тоже.
- Недавно вы готовили более 22 тысяч документов для одного из клиентов в ответ на требования налоговой службы. Расскажите подробнее об этой истории. Какие уроки из нее могут извлечь предприниматели?
- У нас десять человек участвовало в этом процессе. Это была практически «типография», а не офис - принтеры, бумаги, всё это нумеровали, подшивали. Реестры составляли. И я думаю: а если бы вот такое требование пришло в организацию, где от силы бы было два бухгалтера, что бы они делали? Директор подключился бы работать в «типографию», водитель, кого подключили бы? Вот здесь я увидела преимущество наше. Мы просто на время отложили другую работу и делали этот ответ на требование. Всё сделали вовремя, всё отправили.
- Многие предприниматели активно взаимодействуют с самозанятыми. Какие основные риски, связанные с этим, вы видите для бизнеса?
- Сейчас налоговая всё больше и больше усиливает контроль за самозанятыми. Что именно? Где массово идут самозанятые. Где суммы очень крупные. Ко мне как-то обращались по этому вопросу. Десять человек на одном заводе работало самозанятых, и налоговая сплошным методом всех вызывала. Они увидели эту массу, и всё это их заинтересовало. Сейчас есть веяние уводить трудовые договоры в режим самозанятости. То есть не заключать трудовой договор, а заставлять оформляться самозанятым. Хотя человек на пенсию не зарабатывает на самозанятости.
- Какие плюсы в этом вопросе для бизнеса и какие минусы для самозанятого? Вот про пенсию вы уже сказали.
- Для самозанятого тоже могут быть проблемы. Его налоговая может вызвать на допрос, и это не из приятных процедура, где ты боишься подставить того, кто тебе платил, и вообще остаться без доходов. Понятно, что у него ограниченный лимит по доходам, потому что самозанятый точно как индивидуальный предприниматель, он должен работать, где он сам решил, кому оказывать услугу. Но, например, приходит на предприятие уборщица, ей говорят: «Самозанятость есть? Нет? Иди открывай». И договор на следующий день заключают, налоговая это сличает. Значит, если она уже самозанятая, и она в десяти точках моет, это нормально. А если ей сказали: или оформляй самозанятость, или мы тебя по-другому не возьмем, это уже как бы риск.
- Вы работаете с бизнесом, много у вас клиентов. Какие самые распространенные ошибки допускают предприниматели?
- У тех, которые к нам заходят, самые большие ошибки - это что-то вообще не ведется. Например, кадровый учет, и это очень большой процент, ведут главные бухгалтеры или просто бухгалтеры. Получается, когда приходят к нам документы, которые мы принимаем за все периоды, нет ни приказов, ни локальных документов. Иногда и в отпуск официально люди не ходят. То есть они ходят, но им не оформляют. А потом не понимают, что, когда сотрудник будет увольняться, бизнесу придется компенсацию выплатить за всё это время, хотя он в отпуск ходил. Особенно, если какой-нибудь будет инцидент, придется расстаться с сотрудником. Он однозначно в суде докажет свое право на компенсацию. Пенсионный фонд видит все наши отпуска. Всё это сейчас настолько видно, что надо просто задуматься об этом, и как на это не налететь. В бухгалтерском учете - по-разному. Есть такие, кто вообще не ведет. Думают, я маленький, меня не видно. А потом то не отразилось, это не отразилось. Неотражение операции идет. Декларацию сдали, налоговой базы полтора миллиона недосчитались. А налоговую сейчас не обведешь вообще. Если у вас памяти нет, то у нее память автоматизирована.
- Ирина Юрьевна, какие три главных совета вы дали бы начинающим предпринимателям в текущих экономических условиях?
- Если я открываю бизнес, то я должен понимать, во-первых, зачем я его открываю, цель бизнеса. Потому что для кого-то это может быть открытие, цель «деньги» не работает. Почему в первый год из десяти начинающих предпринимателей девять прекращают работать? Цель не обозначена, это раз. Во-вторых, чтобы заходить в бизнес, нужно выстроить бизнес-план. Это тоже обязательно. Завтра у вас что-то там закончится или чего-то нет, а что дальше? Надо понимать, а если вот это сделать, что будет дальше? И третье, это обязательно - образование, в смысле - умение вести бизнес. И не только понимание налогов. Вот пример. Это еще на Дальнем Востоке, когда у меня была своя аутсорсинговая компания, пришли китайцы и говорят: мы хотим бухгалтера, посоветуй нам режим налогообложения. И начали рассказывать мне. Они все режимы налогообложения знали той страны, в которой решили вести бизнес. А это родственники, бедные родственники севера Китая, которых богатые родственники юга Китая отправляют в Россию создать и контролировать их бизнес. Они знали даже Пенсионный фонд по всем процентам, все налоговые отчисления, всю разбивку знали. И они, кстати, контролируют, как бизнес ведется. Они некие финансовые контролеры и контролеры всех бизнес-процессов. То есть просто сидит человек и контролирует этот бизнес. Я думаю, что поэтому он и успешный. Сейчас много курсов, как строить свое дело. Очень важно понимать психологию бизнеса.
- Как выбрать правильные курсы? У нас столько желающих преподавать. Как среди них выбрать именно того, кто научит необходимому, действительно важному для настоящего предпринимателя?
- Необходимо оценивать по результатам. Я внимательно изучаю результаты участников курса, присутствуя на офлайн-встречах. В сентябре я присоединяюсь к курсу, обладая пониманием того, каким образом он организован и какие результаты я могу достичь. Предшествуя этому, я отложила все программы обучения в сфере бизнеса на восемь месяцев и посвятила себя изучению нутрициологии. Однако помимо знаний для успешного ведения бизнеса важно обладать энергией. Без нее открытие предприятия лишено смысла, так как недостаточно будет и сил, и здоровья.
- Десять лет у вашей компании за плечами, юбилейный год. Какие планы, о чем мечтаете?
- Мы о великом мечтаем. У нас есть программа «Боинг 777». Мы ее три или четыре года назад разработали. Через несколько лет у нас должно быть 350-550 человек работников. Понятно, что клиентов может и такое быть количество, если это крупные. Поэтому и молодежь нам нужна. И география будет расширяться однозначно. Тем более мы ждем новые территории, которые будут освобождаться. Мы дальше пойдем и в Северодонецк, и в Сватово. Мы с той целью-то и в Луганск зашли. Именно на той территории будем двигаться. Пока предоставляем тот вид услуг, о котором сейчас говорили. Ну и управленческий учет мы все равно потихоньку двигаем. Я думаю, что все-таки бизнес созреет до управленческого учета. Просто иногда бизнес от неграмотности своей на бухгалтера столько пытается навешать, что чуть ли не бухгалтер должен вести бизнес. Вот такие планы. То, что в крупную компанию мы идем, так это однозначно. Мы, кстати, сейчас даже вступаем в Союз аутсорсинговых компаний. Я думаю, что это нам тоже даст рост.
- Ирина Юрьевна, спасибо вам огромное! Мы всегда очень рады встрече. Приезжайте к нам еще.