Участники представили свои достижения в науке, спорте, творчестве, журналистике, волонтерстве и общественной деятельности, чтобы побороться за право представлять область на всероссийском уровне. Организаторы ‑ министерство молодежной политики и Ресурсный центр поддержки добровольчества ‑ отметили: сам факт участия в очном этапе уже говорит о высоком уровне конкурсанта.
Как проходит конкурс.
Один из организаторов - директор Ресурсного центра поддержки добровольчества и реализации молодежных инициатив Владимирской области Сергей Попов подробно рассказал о структуре регионального этапа премии «Студент года ‑ 2025». Отбор на очный этап был строгим: допустили только тех, кто учится на четверки и пятерки, предоставил зачетную книжку и двухминутный видео-ролик о себе.
Очный тур состоит из трех этапов, каждый из которых соответствует профилю номинации. Первым испытанием для всех участников стал тест, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он был разработан совместно с движением «Волонтеры Победы» и включает не только вопросы по хронологии и ключевым событиям, но и блоки о героях, символах и культуре эпохи. Тест рассчитан на 30 минут, и во время его выполнения запрещено пользоваться подсказками. Тематика меняется ежегодно в соответствии с официально объявленными в стране тематическими годами ‑ ранее были Год педагога и Год семьи, а в 2025-м ‑ Год защитника Отечества.
Второй этап ‑ самопрезентация. У каждого участника есть ровно три минуты, чтобы рассказать о себе или, в случае коллективных заявок, о студенческом объединении. После сигнала дается еще 15 секунд на завершение выступления.
Третий этап полностью зависит от номинации: спортсмены проводят мастер-классы, творческие участники исполняют номера, волонтеры презентуют социальные проекты, а представители студенческих советов анализируют реальные кейсы из студенческой жизни. «Это не абстрактная ситуация, а вот как должен поступить председатель студенческого совета», ‑ пояснил Попов.
Оценивают участников девять экспертов - по три на каждую категорию: СПО, вузы и коллективы. Каждый член жюри выставляет баллы по шкале от 1 до 10, ориентируясь на такие критерии, как открытость, коммуникабельность и умение отвечать на вопросы.
Сергей Попов подчеркнул, что формат максимально приближен к всероссийскому: «То есть они также пишут тестирование, также у них есть самопрезентация, третий конкурс, исходя из их номинации». При этом на федеральном уровне конкурс длится три‑четыре дня и включает дополнительные задания, в том числе дебаты и командные испытания.
К слову, в 2019 году Попов сам участвовал во всероссийском этапе в Ростове-на-Дону, сейчас он делится опытом, чтобы помочь студентам увереннее выступить на федеральном уровне.
В жюри регионального этапа премии «Студент года ‑ 2025» во Владимирской области вошел депутат Законодательного Собрания региона Алексей Метёлкин. Хотя ранее он участвовал в оценке различных молодежных инициатив, в этом конкурсе выступает в роли эксперта впервые. Его задача - оценивать коллективные заявки.
Особенно Алексея впечатлила атмосфера на площадке: он увидел «огромное количество ребят», которые встретили экспертов «очень живо и очень открыто». И выразил надежду на взаимный обмен: «Я надеюсь, что выстроится такая двусторонняя связь. Как они получат обратную связь от нас, так и мы от них». По его мнению, опыт конкурса должен не только отобрать лучших для всероссийского этапа в декабре, но и помочь участникам в дальнейшем применять свои идеи на благо Владимирской области.
Когда мы спросили у Алексея, какие качества в участниках ценит больше всего, он ответил: «Безусловно, харизма, креативность, неравнодушие… Любовь к своей малой родине, желание сделать ее лучше, внести частичку себя в ее дальнейшее будущее, ее судьбу».
Имена победителей станут известны в первой половине ноября. Но уже сейчас ясно: каждый из участников ‑ лидер.
Индивидуальные выступления.
Среди участников ‑ Артём Померанцев из Ковровской государственной технологической академии имени Дегтярёва. Свою самопрезентацию построил вокруг увлечения, которое сопровождает его с детства: «Я буду презентовать себя как робототехника. Занимаюсь мобильной робототехникой с начальной школы».
Детское увлечение со временем стало профессией и жизненным выбором. При поступлении в вуз Артём сознательно выбрал именно Ковровскую академию, поскольку там уже тогда добивались высоких результатов в робототехнике. По его словам, преподавательский состав академии заложил прочную базу для участия в соревнованиях самого высокого уровня. Одним из ярких достижений стала победа на всероссийских соревнованиях «РобоКросс» в Нижегородской области, где его команда заняла первое место. «Я конкретно отвечал за слежку за «Газелью», запуск алгоритмов, вообще смотрел, чтобы всё шло так, как надо», ‑ рассказал Артём. Он вспомнил и забавный казус: при выполнении задания на параллельную парковку беспилотный автомобиль, спускаясь с горки, слегка повредил фару.
Хотя собственных крупных проектов у Артёма немного, его путь ‑ это череда соревнований: от локальных ковровских состязаний до выступлений во владимирском «Кванториуме» и в Москве. Везде он выполнял ключевые технические функции ‑ настройку алгоритмов, запуск систем и контроль за работой беспилотного транспорта.
Сегодня Артём продолжает развиваться в выбранном направлении: «На данный момент я работаю как раз-таки на предприятии своего города по направлению робототехники».
Еще один участник ‑ Константин Ракчеев, студент Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Парень участвует в номинации «Спортсмен года». В своей самопрезентации Константин рассказал о своем спортивном пути: с чего началась его карьера, во сколько лет он впервые стал заниматься спортом, чем именно занимался, каких результатов добился в жизни, а также ‑ как развивалась его профессиональная деятельность, за какие клубы успел поиграть, где выступал и в каких регионах тренировался.
Мини-футболом собеседник начал заниматься в 15 лет, когда вместе с друзьями принял участие в городской лиге во Владимире. Вдохновившись их примером, решил развиваться дальше. Начинал с четвертой лиги - низшего регионального дивизиона, а сегодня играет в третьей лиге и занимает ключевые позиции в команде. При этом он подчеркивает, что его уровень - «полупрофессиональный», поскольку соревнования проходят только в рамках Владимирской области, тогда как настоящий профессиональный мини-футбол предполагает участие во всероссийских турнирах.
На третьем этапе конкурса Константин провел спортивный мастер-класс, в ходе которого рассказал об основах мини-футбола: объяснил, в чем его принципиальные отличия от большого футбола, какие техники в нем используются, и постарался наглядно показать всё это, чтобы аудитория могла попробовать сама. По словам собеседника, главное различие между мини-футболом и классическим футболом заключается в динамике: мини-футбол ‑ это резкость, постоянное движение и необходимость непрерывно думать и включаться в игру. Он также отметил, что мячи в мини-футболе менее «летучие», а сама игра требует мгновенных решений и высокой концентрации.
Это первый опыт участия Константина в премии «Студент года». В прошлом году он не мог подать заявку из-за травмы, которая выбила его из спортивного ритма на длительное время. В этом году, вернувшись на поле и даже выступив на всероссийском турнире, он почувствовал новый импульс ‑ и решил заявить о себе на конкурсе.
Коллективные участники.
Среди участников регионального этапа ‑ и студенческие команды. Так, Виктория и София представляют Вязниковский технико-экономический колледж и выступают в коллективной номинации с проектом студенческого спортивного клуба «Олимпия».
«Мы презентовали свой студенческий спортивный клуб «Олимпия». Рассказали о нашей основной деятельности, заслугах наших спортсменов и наших целях в будущем», ‑ поделились девушки. Хотя сами они не являются спортсменками, их роль ‑ освещать и поддерживать спортивные инициативы колледжа. Виктория занимает пост заместителя председателя студенческого клуба, а София, по ее словам, ‑ самый главный помощник.
Идея клуба не нова: в колледже всегда были и талантливые спортсмены, и те, кто документировал их успехи. Но именно сейчас, по их мнению, настало время систематизировать эту работу и вывести ее на новый уровень. Это их первое участие в премии «Студент года», и к нему готовились тщательно: изучали формат конкурса, собирали материалы, продумывали структуру выступления.
Самопрезентация прошла спокойно и даже легче, чем они ожидали. «Мы думали, что нам зададут очень много вопросов. Мы готовились. Но в итоге нам, в принципе, задали только один-единственный вопрос, на который мы без труда ответили», ‑ рассказали девушки. Особенно приятным сюрпризом стала атмосфера в зале: «Эксперты очень добрые, очень позитивные, улыбались нам и нас поддерживали».
В планах у команды ‑ дальнейшее развитие спорта в колледже и выход на всероссийский уровень. Сегодня основными направлениями являются волейбол и спорт для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Недавно в колледже начал развиваться и бокс: появился преподаватель, который уже собрал вокруг себя много юных спортсменов.
Внимание своим выступлением на конкурсе привлекли участники из Ковровской государственной технологической академии имени В.А.Дегтярёва Егор и Михаил. Они представляют военно-патриотический центр при кафедре машиностроения и выступают с проектом, посвященным сохранению исторического наследия оружейников и развитию патриотического воспитания молодежи.
Их выступление стало не просто презентацией, а настоящим призывом к осознанию значимости малой родины. «Такой маленький городок, о котором знает крайне ограниченный круг лиц, потому что в одно время был вообще закрытым военным городом, он на самом деле внес огромный вклад и в Победу, и в современное развитие промышленности», ‑ подчеркнул Егор. Он напомнил, именно в Коврове производились не только вооружения, но и гражданские товары ‑ например, знаменитые мотоциклы «Восход» и «ЗиД».
Студенты рассказали, что в рамках проекта в 2024-2025 годах был организован цикл экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся конструкторов. «За период 2024-2025 годов в наших экскурсиях поучаствовало более 3700 человек, а в военно-спортивных играх ‑ более сотни студентов», - сообщили они.
Военно-патриотический центр располагает уникальной коллекцией: «Более 400 единиц систем стрелкового вооружения, а также ракетное и пушечное оружие». Оба студента подчеркнули, что обучаются по специальности, связанной с оружейным делом, и видят свое будущее в этой сфере.
Ребята также поделились философией своего подхода к оружию: «Само по себе оружие не страшно. Это такой технический венец, в том числе двигатель прогресса, это наука в первую очередь и это инженерная мысль, которую потом можно активно применять в гражданской сфере». По их мнению, оружие ‑ «не средство смерти, это средство добра и мира», поскольку в современном мире оно служит гарантией безопасности и суверенитета.