— Здравствуйте, Евгения Евгеньевна! Лоскутное шитье – это, я так понимаю, ваше хобби. Скажите, как это увлечение вошло в вашу жизнь, с чего всё началось?
— Началось всё в 90-е годы, когда не хватало денег. Зарплату задерживали, и нужно было найти какую-то подработку. И вот мне предложили сшить лоскутное одеяло. Всё это шло на Москву, как раз начали приезжать иностранцы. Мне не то что из-за денег, а просто самой очень понравилось заниматься лоскутным шитьем. Первоначально я сшила лоскутное одеяло, причем так быстро и качественно, что они удивлялись, как я одна могла заменить восемь человек. И энергия была, молодость и желание было. И, в общем-то, меня тогда выручило это занятие в плане заработка. Ну а потом это уже стало моим хобби, оно мне очень понравилось, и я стала просто учиться, развиваться.
Сначала в 93-м году сюда приехали американские квилтисты (квилтинг – особая техника лоскутного шитья, позволяющая создавать стеганые изделия. - Прим. ред.), которые увидели, что я создаю не только одеяла, но и несколько панно на тему храма Покрова на Нерли. Они предложили обменять панно на книги по лоскутной технике того периода, на ткани. У нас здесь не было американских тканей. Конечно, наши ткани тоже очень хорошие, но с мелким рисунком практически не производили. А американцы выпускали книги, соответственно под этот печворк (собственно лоскутное шитье. - Прим. ред.) они стали создавать и ткани с мелким рисунком в разных тональностях. Это было очень интересно.
В 1995 году я выиграла конкурс и поехала в Штаты, и там показала свои работы. Мне даже разрешили выставку там провести. Я тогда и по Глазунову сделала несколько работ, и по тем храмам, которые у нас есть во Владимире. Там я научилась даже каким-то элементам, вышивке шелковыми лентами, у нас ее вообще не было. А работала я учителем технологии, тогда это называлось учитель труда, в гимназии № 3. Меня Институт усовершенствования учителей попросил провести курсы для наших педагогов. Стала их обучать. И так некоторые люди загорелись, что они меня попросили создать лоскутный клуб.
Считайте, с 1997 года я - руководитель клуба. Но сначала это была просто группа из семи человек, желающих заниматься лоскутным шитьем. Стали создавать работы. Первая наша крупная работа была посвящена Пушкину в 1995 году. Мы ее отправили в Москву, и она очень понравилась, нам тогда ткани подарили, грамоту дали, что-то мы там даже выиграли.
— А сколько сейчас человек занимается в вашем клубе?
— Сейчас мы называемся "Народный коллектив клуб лоскутного шитья "Лада" при МАУК "ГДК" г. Владимира (директор - Н. Г. Загубняя). Нас 14 человек. Занимаемся в небольшом помещении, но нам больше и не надо, потому что некоторые давно участвуют, и уже настолько все притерлись, все сроднились, как будто мы семья.
— Вы упомянули, что периодически участвуете в различных выставках. Что для вас это участие?
— Это стимул. Например, мы участвуем каждый год в фестивале «Душа России». Руководитель ассоциации лоскутников у нас Римма Быбина, она живет в городе Москве. Каждый год мы участвуем. С сентября начинаем заниматься. Сначала мы не знаем тему, но примерно подыскиваем, что нам нравится, что бы мы хотели. А потом где-то в ноябре объявляют тему, и сразу идет несколько работ. То, что для души или чтобы соответствовать теме, и что-то новое, чтобы подняться на ступеньку выше по мастерству.
А в 2010 году, после того, как мы побывали в Карелии, я познакомилась с одной очень хорошей кукольницей Татьяной Яшкиной, и она показала, какие она куклы делает. Я думаю, а не попробовать ли в клубе кроме лоскутных работ, панно, лоскутных сумок или ватников сделать куклы. И стали мы их потихонечку делать. Наташа Ткачёва, мастерица из нашего клуба, вперед меня стала куклами заниматься.
А у меня всё времени не хватает. Потом после какой-то выставки очередной я увидела коллекцию кукол. Думаю: "А что же я-то? Ну-ка я тоже начну". И стала делать. Вначале это были традиционные куклы. Купила кучу книг, стала заниматься, подписываться на каких-то мастеров, проходить мастер-классы, это обязательно надо. Я до сих пор учусь, и мне это нравится.
— То есть лоскутное шитье в современном мире живет и развивается?
— Развивается - не то слово. Вы знаете, когда приходишь на выставку лоскутного шитья, ты просто восторгаешься. Это настолько красивые и уникальные работы, как будто картина. Но, создавая картину, вы можете смешать спокойно краски, и у вас появится другой цвет. А здесь надо так соединить ткани, чтобы всё плавно переходило из одного цвета в другой и чтобы это было и по композиции, и по цвету, и по гармонии. Это гораздо сложнее, чем рисовать даже. И это очень интересно. Те, кто начинают, уже не могут оторваться. Это на всю жизнь, постоянное.
— Я всегда думал, что лоскутное шитье - это старинный, традиционный вид искусства, а вот вы сказали, что меняются сейчас и технологии. Есть в этом традиционном искусстве место каким-то современным технологиям, новым веяниям, модам?
— Да. Ну, например, когда я была в Америке, мне показали огромную машину, которая сама стегает лоскутное одеяло. Мы-то тут сидим руками шьем или на машинке, а там заправил, и оно поехало. То ты мелком проводишь, а то - специальное приспособление, чтобы мелок был определенной толщины, ножи специальные, ножницы, крутящийся мат. Столько всего напридумано.
Или с шелком вы работаете, прошиваете, специальным ножиком разрезаете, треплите, простирываете, у вас всё такое лохматое получается - техника "синель". Или стежка сделана так, что получается как бы картина в картине, то есть стежка еще дает вам эффект такой тройной, 3D. Очень много всего.
Но обязательно надо помнить и о традициях. Они всегда у нас здесь. Например, очень модно платье с отделкой лоскутного шитья, как в старину отделывали фартуки, сарафаны, полотенца. Это было в традиции. Так же и сейчас делают. Платье по низу, на груди, на рукавах тоже лоскутом отделывают, бусы - из ткани. Раньше тоже делали шарики такие для украшения, например, национального костюма, особенно южных регионов. Рязань у нас очень любила ярко наряжаться, у них вот эти шарики были, фартуки тройные. У нас на Владимирщине - более скромно. Сейчас очень популярны ватнички. Ватник - это 30-е годы. Тогда не хватало одежды, и вот эти ватники были очень удобны и на селе, и в городе. Мы знаем, что все заключенные в ватниках ходили, а сейчас эти ватники делают двойные, с одной стороны лоскутные, с другой — нет. Они сделаны из ткани. Вот пример исторической одежды и применение ее сейчас.
— Кстати, об истории. В своей работе вы используете современные ткани или у вас есть какие-то ткани с историей? Сокровищница у вас своя есть?
— Даже уже иногда забываешь, что у тебя есть. У меня, например, шифоньер разделен полками, полка разделена на несколько секций. Во-первых, открываешь и там по цветам идет: желтые, красные, синие, зеленые, коричневые. Ты знаешь, где примерно хотя бы цвет искать. В другом шифоньере лежат только ткани, которые подходят именно на рамку. Такие ткани боишься лишний раз отрезать, потому что они действительно очень красивые. Ткани с мелким рисунком - только на куклы, не трогать. Тоже идут по цветовой гамме. Ткани на мужчин в полосочку, например, на порты, а на рубашку – в горошек. Льняные ткани отдельно лежат, как сокровище. Сейчас льна в магазинах практически нет. Есть белорусский, он другой, дороже нашего и иногда цвет не тот, который тебе хочется.
— Расскажите о работах, которые вы представляете на выставках.
— Каждый год проходит выставка «Душа России», и мы всегда готовим две-три работы. В этом году мы выставили работу, посвященную городу Владимиру, по авторскому эскизу. Рисовала у нас девушка, она очень талантливая, зовут ее Ева Суханова. Она создавала эскиз по нашим идеям. Такая большая работа, под метр восемьдесят шириной.
Также у нас очень хорошие художники Владимирской школы живописи. И мы делаем работы по их картинам. По Холину сделали очень хорошую работу. Она у нас выезжала, недавно была на Сахалине, там проходил как раз фестиваль лоскутного шитья. Теперь у нас развивается новый фестиваль в Киржаче. Называется "Летние провинциальные радости". Мы представляли в этом году коллекцию на военную тематику, там танцплощадка, солдаты, матросы танцуют с девушками. В общем, замечательная коллекция. Мы получили приз "Браво", очень всем понравилось.
Еще есть фестиваль «Лоскутная мозаика России", который обычно проводится в Иванове. Но в 2023 году его провели здесь, во Владимире. У нас было представлено три работы на тему детства, и мы получили лауреатов. А в прошлом году на тысячелетие Суздаля сделали шикарную работу, называется «Суздаль вчера, сегодня, завтра» и получили за нее третье место. Сейчас тоже рисуем работу, готовимся к конкурсу. Она будет называться «Ангел над городом», тоже посвященная Владимиру. Так как у нас всё-таки считается святое место, мы решили сделать с Ангелом.
— Была ли какая-то работа, которая вам больше всего запомнилась?
— Знаете, у нас была одна работа, не то что самая лучшая, интересна ее история. В начале 2002-го или 2003 года в Электростали проходил лоскутный фестиваль. И мы сделали очень большую, шикарную работу по сказам Бажова. Там в центре каменный цветок и различные блоки, фрагменты. Работа высотой 2 метра 30 сантиметров и шириной примерно так же. Мы поехали, думали, нам дадут Гран-при. Но нам ничего не дали, кроме диплома участия. Мы посмотрели другие работы, там ничего не было, по нашему понятию, достойного. Так было обидно. А во Владимире тогда работал "Американский дом". И директор вот этого дома где-то увидел фотографию и пригласил меня показать эту работу. Я ему принесла. Он ахнул, попросил разрешения показать ее в Америке. Я ему говорю: давайте, раз в Электростали не поняли, может, в другом месте где поймут. Короче, эта работа огромная ездила по Америке, все там восторгались ей, и она там так и осталась, американцы не отдали. Они у нас купили эту работу, и она у них теперь где-то в музее.
— Давайте про куклы.
— Давайте. Сначала мы делали маленькие куклы, традиционные: травницы, благополучницы и так далее. Дальше — больше. У кукол простая сама по себе конструкция. Главное - показать костюм. Например, кукла в костюме Верейского уезда Московской губернии (существовал с 1781 по 1922 год - Прим. ред.). Это копия реального костюма той поры. То есть эта кукла показывает, как одевались девушки и женщины в Московской губернии.
Вот говорят «спустя рукава» - это длинный рукав у рубахи, то есть это праздничная одежда, в ней не поработаешь. Эта кукла уже где-то участвовала и чего-то навыигрывала.
У меня дома четыре шкафа с куклами. Есть такие, которые я никуда не выношу. Вот на этой кукле копия одежды, какую носили у нас во Владимирской губернии. Сделано все как положено, простегано вручную, юбка красивая льняная. А лапти я не делаю, заказываю мастерам. По России у нас есть мастера, которые делают настоящие лапоточки. Эта кукла сделана совершенно в традиции, вышито обязательно лицо - не нарисованное, используются ткани хлопчатобумажные, льняные. Есть кукла в зимнем. Она сделана по образцам мастеров, живших на Волге, то есть там такие куклы делались. Я проходила специальный мастер-класс, и женщина, которая занималась экспедиционными куклами, то есть ездила в экспедицию, она там нашла оригинал.
Есть авторская кукла Матрёны из кинофильма "Женитьба Бальзаминова". Чтобы сделать костюм для этой куклы, я, наверное, раз двадцать пересматривала эпизоды, ставила на паузу, чтобы всё рассмотреть. Кроме этого я люблю делать еще ангелов. Последнего из этих ангелов делала к Яблочному Спасу. Иногда делаю кукол Бабы-яги.
Сейчас стало очень модно делать декоративные интерьерные игрушки. Следующий год - Огненной лошади. Я уже сделала одну прямо огненную лошадь. Она такая - вся из себя. И смешную лошадь сделала. Двенадцать лет назад я видела фотографию, как какая-то мастерица придумала ее, но выкройки не было. По фото я сделала выкройку, и такая смешная лошадка получилась. Есть люди, которым нравятся мои куклы, и они постоянно что-то заказывают. Один из последних заказов – пара кукол - бабушка с дедушкой. Это чисто авторские куклы. Через две недели их забирают, и я, естественно, не повторю эту работу ни за что и никогда.
— Какие у вас творческие планы?
— В следующем году у нас фестиваль «Душа России». Делаем работу «Ангел над городом». Потом будет «Лоскутная мозаика» в Твери, мы туда готовим «Аленький цветочек». Дальше к «Летней провинциальной радости" в Киржаче будем делать по дымковской игрушке работу. Кроме этого в январе у нас будет выставка в Судогде в Доме народного творчества. И еще я до сих пор езжу учиться вместе с коллегами, потом делимся опытом в своем клубе. На Дне города выставляем наши работы, проводим мастер-классы. Вот 4 ноября для епархии будем проводить два мастер-класса. Обязательно участвуем в жизни города Владимира, в Суздаль нас приглашают на праздники. Вот такие планы.
— Благодарю вас за то, что вы нашли время рассказать нам о своем творчестве. Принесли, на мой взгляд, потрясающей красоты куклы и панно. Хочу пожелать вам и вашему коллективу творческих успехов, вы действительно украшение земли Владимирской! Всего доброго!