9 ноября в 14:45

Муромлянка стала одной из первых русских патриоток

Князь Дмитрий Пожарский освобождает Москву. Художник Борис Чориков.
День народного единства — главный общенациональный праздник России. Он еще очень молод, хотя путь к нему оказался длиной более чем в 400 лет. Узаконен он был  4 ноября  2005 года.  Смутное время продолжалось с конца ХVI и едва ли не до конца 10-х годов ХVII века. Беда на Россию обрушилась ужасная. Мы вспоминаем героев-патриотов той эпохи. Была среди них и первая патриотка из Мурома.

В Смутные годы понять было невозможно, чья же возьмет и сохранит ли Россия свой суверенитет.  Последнего законного царя Василия Шуйского свергли в июле 1610 года его же недавние соратники. Они образовали Боярскую думу, в состав которой вошли семь представителей самых знатных родов России. Возглавил думу боярин Мстиславский. 

Этот страшный период в истории страны назван Семибоярщиной. Правили эти бояре очень плохо и, по сути, предали Россию, призвав в Москву армию польского короля Сигизмунда III. А затем и вовсе избрали русским царем его сына католика Владислава. 

Тем временем, пользуясь слабостью России, шведы оккупировали северную часть страны с Великим Новгородом. Народ центра России разделился, поддерживая тех или других завоевателей и предателей. 

Лишь церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси Гермогеном заявила решительный протест. Глава православной церкви призвал жителей России объединиться и избавиться от захватчиков.

Но только действия Второго ополчения, созданного в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами, окончились успехом. Инициаторами ополчения стали нижегородский купец Кузьма Минин и приглашенный для предводительства армией воевода князь Пожарский.

26 октября (5 ноября) 1612 года поляки сдались и покинули Кремль.  6 ноября по новому стилю 1612 года под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знаменами и хоругвями. 

3 марта 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Земский собор после долгих споров и обсуждений избрал на царство юного Михаила Романова. 

Но в России сразу после этого не стало спокойнее. В 1614-1615 годах продолжали бунтовать казаки, которым даже удалось подступить вплотную к Москве, но, к счастью, были отбиты. Шли бои со шведами и поляками.

Воистину страна с 1598 по 1613 год, а мне думается, что и до 1618 года, переживала время, названное Смутным, и находилась на грани существования.

В 1615 году, уже в царствование Михаила Романова, в самое сердце России вторгся большой отряд пана полковника Лисовского. Они 11 сентября 1615 года сожгли Белёв. Затем взяли Перемышль. После этого, обогнув Калугу с запада, захватили Ржев.  Тверь взять не сумели, зато вовсю покуражились в ее окрестностях. От штурма Костромы отказались. А следующей жертвой стала Шуя. 

В начале декабря 1615 года войска Лисовского достигли Мурома, но захватить кремль им не удалось. 

Атаки бандитов отразил местный гарнизон. Муромский воевода Богдан Иванович Полев писал в своем донесении в Москву: «Лисовский с литовскими людьми пришод к Мурому, приступал жестокими приступы с вогненным боем, и с щитами, и с приметы, и осадных людей з города збили, и тайник отняли, и они литовских людей з города и ис тайника выбили и, учиняя ис города выласку, многих литовских людей побили и поранили, и от города отбили, и сшиты, и сенные возы и зажигальные стрелы поимали и Лисовский со всеми людьми от Мурома отшол...». 

В обороне кремля отличились муромляне Григорий Чертков и посадский Меркулий Клепиков.

В те страшные дни в Муроме случилось событие, аналогов которому в русской истории до того времени не существовало, и сохраняется оно в памяти горожан свыше 400 лет! 

Не взявший муромский кремль Лисовский по своей отработанной практике начал убивать и грабить всё и всех, что находилось в округе. Его бандиты разграбили многие церкви и древний Благовещенский монастырь. Сам Лисовский убил священника, а игумена с братиею монастыря взял в плен. Мечом он истребил мирных плотников государевых, которые возводили прекрасные церкви в Муроме, и огнем уничтожил Слободу мережную, где издревле селились рыбаки, поставлявшие к царскому столу благородную белорыбицу.

Жители слобод, окружающих кремль, не имели возможности противостоять врагам в открытом бою, так как силы были слишком неравными. Но они не сдались на милость иноземным бандитам.

Так выглядел Муромский кремль в ХVII веке.

Об одном таком случае и рассказал городской голова, а вместе с тем первый муромский краевед А.А.Титов в своем «Историческом обозрении города Мурома», впервые увидевшем свет в 1902 году. 

Он пишет, что жена жителя города по фамилии Коняхина однажды утром занималась на кухне в своем доме приготовлением для семейства пищи. С грустью и печалью смотрела на угасающий огонь в печи, и сама для себя «в духе скорбного отчаяния» сказала: «Вот так и мы угаснем скоро от наших злых врагов». 

И взглянула на незваного постояльца из ляхов, который спал на постели в той же горнице, что и вся её семья. В груди женщины поднялось волнение. Ненависть ударила ей в голову. Она вспомнила, как много горя принесли солдаты пана Лисовского ее родному Мурому. 

В порыве ненависти муромлянка  взяла ковш кипящей воды из емкости на печи и влила её в горло ляху. Тот даже не успел проснуться и вскочить на ноги. А через несколько секунд и вовсе перестал дышать. 

Так благодаря простой русской женщине-патриотке из древнего города на одного бандита-иностранца в России стало меньше. 

А пан Лисовский скоро пошел на Суздаль. Ему удалось захватить и эту старинную цитадель России. Но до муромлян дошли слухи, что при отражении неприятеля отличились храбростью стрельцы, уроженцы Мурома Нехорошев и Шилов. Оба поступили в ополчение из жителей Мурома еще в 1611 году.

Однако для них, мужчин, как и для костромского крестьянина Ивана Сусанина, война тогда была делом привычным. В Муроме же на тропу войны впервые в истории вступила женщина, простая домохозяйка. 

Можно считать, что именно уроженка Мурома Коняхина стала первой женщиной в Российском государстве, совершившей удивительный подвиг во благо любимой Родины. Она рисковала не только своей собственной жизнью, но и своих малолетних детей. И при этом сделала то, что считала своим гражданским долгом. Это и есть истинный патриотизм в его высшем понимании.

И есть предположение, что опыт Мурома в борьбе с врагом на оккупированной территории мог послужить примером для развертывания народной партизанской войны во времена французского и германского фашистского нашествий. 

...Фамилия Коняхиных издревле известна в Муроме. Есть предположение, что Коняхина, о которой пишет муромский летописец-краевед А.А.Титов, жила в Кудринской слободе, которая в начале ХVII века принадлежала Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. Вероятно, Коняхины были ремесленниками. 

Документы подтверждают, что в Муроме еще в 1769 году существовал Коняхин проулок. Он располагался приблизительно от середины квартала между современными улицами Лакина и Комсомольской, севернее часовни Спасского монастыря, до юго-западного угла улиц Лакина и Ленина. 

На старинном Воскресенском кладбище Мурома до строительства в середине ХХ века спортивного комплекса при стадионе «Труд» существовали несколько захоронений купцов Коняхиных. Да и ныне в городе проживают несколько представителей этой старинной фамилии. 

В годы Гражданской войны отличился уроженец Мурома Коняхин Степан Васильевич, награжденный в 1923 году орденом Красного Знамени. 

Еще один представитель этой семьи - отличник физической культуры Владимир Васильевич Коняхин, вклад которого в развитие легкой атлетики Мурома бесценен. В 2023 году он умер на 92-м году жизни. 

Таким образом, мы можем утверждать, что история о горожанке-патриотке Коняхиной и её подвиге  имеет полное основание считаться правдивой. Патриотизм, вообще, присущ жителям Муромской земли.

Но вернемся к событиям Смутного времени. После Мурома на Лисовского началась настоящая охота, и он предпочел уйти в Смоленск. За тот рейд польский король «щедро» наградил Лисовского, одарив 10 тысячами флоринов. Несколько месяцев Лисовский со своим полком простоял на Смоленщине, готовясь к новому походу на Московию. Однако в октябре 1616 года этот бандит упал с лошади и от полученных травм скончался. 

Война со Швецией завершилась лишь в 1617 году. Россия надолго теряла выход к Балтийскому морю. В 1618 году удар по Москве нанесли поляки совместно с запорожцами гетмана Сагайдачного. Свыше 20 тысяч ляхов и казаков в течение нескольких недель в последний раз безуспешно осаждали Москву. 

Так завершилось Смутное время. С большими потерями, но Россия всё-таки отстояла свою государственность и начала новое восхождение.  Это был хороший урок на века вперед. Но в 1917 году и в конце ХХ века о нем забыли, и вновь Россия оказалась на грани существования. И только в 20-е годы ХХI столетия окончательно сбросила шоры с глаз, освободившись от лукавого влияния западных лжедрузей, мечтающих лишь об уничтожении страны. Начался новый этап возрождения великой России-матушки. 

Юрий Морозов.

г. Муром.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 17:06 Во Владимире работает врач афророссиянин. Как ему живется в России?
Врач-офтальмолог Дагобер Куенджин Мфабо родом из Камеруна. Как он оказался во Владимире? И как его изменила жизнь в нашей стране? Журналисты «ВВ» встретились с необычным доктором.
вчера в 10:41 Новая школа на 1200 мест готова принять учеников в Суздале
Завершилась итоговая проверка объекта капитального строительства — школы на 1200 мест, расположенной в городе Суздаль, на бульваре Всполье. По заключению Госстройнадзора Владимирской области, объект готов приступить к по…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.