О положении граждан без определенного места жительства шла дискуссия на очередном заседании Комиссии по правам человека при губернаторе Владимирской области
- Сегодня слово «бомж» стало уже отчасти нарицательным и имеет, как правило, исключительно негативный оттенок. Однако многие из нас понимают, что люди часто оказываются на улице не по своей вине, есть и обманутые дольщики, и приезжие, оставшиеся без работы, и те, кто не нашел свое место после освобождения из мест лишения свободы, а также беспризорные дети...
- - Зачастую наши представления о бомжах не имеют ничего общего с их истинным обликом, - заметил член рабочей группы по анализу ситуации с бездомными Юрий Самылов. - Я знаю пример, когда одна из бездомных женщин пришла на выборы. Она прихорашивалась, красила губы, в общем, почувствовала себя человеком. Это было для нее настоящим событием.
- В гражданском обществе проблема людей, оказавшихся на социальной обочине, должна быть наиболее актуальной. Вопрос: какого отношения они заслуживают и как им помочь? Дискуссия на эту тему среди членов Комиссии по правам человека при губернаторе области развернулась нешуточная.
- - Не введен правовой статус бездомных, - добавил Юрий Самылов. - Получается, что сегодня бездомный - это человек, которого не существует?
- Проблема же бездомности определяется зачастую лишь понятием бродяжничества. То есть «корень проблемы» не виден. А тем временем число людей, которые не зарегистрированы по месту проживания, растет, и сегодня их порядка тысячи человек в нашем крае. Причем отсутствие соответствующего документа усугубляет их положение в плане трудоустройства и получения медицинской помощи. Не секрет, что реализация многих конституционных прав сегодня возможна только «по месту жительства». Невозможно найти официальное место работы, встать на биржу, получить медицинский полис и в ряде случаев защитить свои права в суде. Многие, безусловно, могут злоупотреблять отсутствием регистрации, «косить» от армии или же уклоняться от налогов, но речь не о них.
- Кто-то действительно желает работать, но нет возможности.
- - Что делают отчаявшиеся люди в большинстве случаев? - рассуждает член комиссии Любовь Кац. - Они идут просить милостыню...
- Представитель центра занятости отметила, что с трудоустройством помогать готовы всегда, было бы желание. В основном эта категория граждан востребована на общественных работах. Вот только обращается не так много бездомных: в 2008 году их было всего 11 человек, в прошлом году - 8, а в текущем - всего один. «Выездной» же пункт центр занятости по понятным причинам организовать не может.
- - Куда же бездомному можно постучаться в случае крайней необходимости и отчаяния? - задал вопрос собравшимся Перси Гурвич.
- Проблему с документами, с оказанием медпомощи в областном центре помогает решить бездомным центр реабилитации. Здесь на ночлег порой выстраивается целая очередь нуждающихся.
- - У нас всего 50 коек, - рассказывает заместитель директора центра Елена Балаболина. - Свободных мест не было довольно давно. В зимний период приходилось даже ставить раскладушки, чтобы не оставлять людей замерзать в сильный мороз.
- Условия в центре социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий хорошие. Финансирование составляет порядка 10 миллионов в год, в штате - до пятидесяти сотрудников. С одеждой помогают предприниматели, простые граждане. Задерживаются, конечно, многие (срок пребывания должен быть чуть больше двух месяцев), поскольку остаются долго нерешенными проблемы с документами, также много тяжелобольных. Трудность еще и в том, что такой центр довольно небольшой и единственный во всем регионе.
- Адресная помощь должна оказываться не только в центре реабилитации.
- - Помощь должна быть практическая, пусть и небольшая, - отмечает Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии. - Хотя бы организовать горячее питание, одежду дать. Мы это практикуем. Немного предлагаем и духовной пищи, разговоры соответствующие тоже должны вестись.
- Этой суровой зимой и благотворительные организации оказывали немалую помощь бездомным.
- - Мы организовали пункт обогрева в феврале-марте этого года, - рассказала Мария Рябова, руководитель некоммерческой благотворительной организации «Социальная помощь бездомным». - Поставили палатку военного образца - горадминистрация предоставила участок в безвозмездную аренду - 84 человека смогли там согреваться. Жители Владимира и Эрлангена помогали деньгами, это были немалые пожертвования, всего же мы потратили порядка 300 тысяч рублей.
- На подобную помощь рассчитывать можно на периферии, поскольку центр есть только во Владимире. Это не требует значительных затрат, как показывает опыт организации Марии Рябовой. А безопасность для людей без определенного места жительства заключается не только в возможности спрятаться от суровой погоды, но и в необходимости защиты от жестокости некоторых негативно настроенных людей.
- - Сделано в отношении этой категории людей уже довольно много, - подчеркнул губернатор области Николай Виноградов. - Раньше мы не могли даже знать, сколько у нас таких людей. Что же касается отдельных служб, я вижу, что все что-то делают, но нужно скоординировать деятельность, наладить взаимосвязи. Вот главное сегодня. Также можно решить вопрос и недостаточной информированности, устроить «круглый стол» на телевидении, например.
- Итог дискуссии подвела председатель Комиссии по правам человека Лина Якушева:
- - Человек, выброшенный на социальную обочину, человек деградирующий, однозначно. Но мы должны думать не только о том, как ему помочь, это важно, но нужно заниматься и профилактикой, чтобы не допускать увеличения такого количества бездомных. К моему удивлению, появился слой бездомных, не имеющих образования, растет и число беспризорных детей, да что ж такое-то... С этим нужно бороться непременно.