Учитель - ключевая фигура
Система педагогического образования выполняет важнейшую задачу кадрового обеспечения дошкольного, общего и дополнительного образования, а также начального и среднего профессионального. Кроме того, люди с педагогическим образованием востребованы сегодня в различных службах: кадровой, социальной, консалтинговой. Есть такие сведения, что даже банкиры охотнее берут на работу педагогов. Кроме того, учитель заявлен сегодня как фигура, определяющая успех модернизации всего общества.
Однако достаточно ли знают инициаторы реформ о реальных проблемах, особенностях и потребностях современного учителя? Адекватно ли оценивают риски, связанные с теми или иными решениями, касающимися изменений в системе педагогического образования? А ведь от этого зависит, в конечном счете, успех всей образовательной реформы.
По результатам отчета Фонда общественного мнения, 50% россиян считают, что профессия педагога не пользуется уважением. Авторитет педагогической профессии, увы, не признают 65% наших сограждан. Только 46% респондентов высказали предположение, что самим педагогам их профессия нравится. По мнению 68% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Если говорить о миссии учителя, то подавляющее большинство респондентов (86%) считают, что педагоги помимо преподавания своего предмета должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни.
- Мы наблюдаем сегодня разрыв между обществом и образованием, - отметила во время парламентских слушаний депутат Государственной Думы РФ, олимпийская чемпионка Светлана Журова. - Часто слышу от педагогов, что им приходится общаться с учениками после уроков, поскольку дома с детьми никто не разговаривает. Педагогам приходится быть психологами.
Выходит, требования к учителю растут, однако очень мало сделано для улучшения их материального положения. Как повысить престиж профессии учителя? Власти ломают над этим голову, наворачивая инновацию за инновацией, реформу за реформой. А все просто: приравняйте статус учителя к статусу чиновника, достойно поощряйте за высокие результаты и за подготовку успешных учеников, и все!
Педагогов по-прежнему не хватает
За последние 10 лет изменилась вся система российского образования. Стало обязательным среднее полное образование, введен Единый государственный экзамен, приняты законы о переходе на новые образовательные стандарты и уровни высшего образования. Проведена информатизация всех общеобразовательных учреждений, их подключение к Интернету.
Изменения за 10 лет вносились более чем 50 раз! Однако, несмотря на это, ситуация в системе педагогического образования остается сложной.
- Ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах, - заявил на парламентских слушаниях председатель Комитета Государственной Думы по образованию Г.Балыхин. - С 2003 по 2008 год число учителей-пенсионеров увеличилось с 10% до 18%, а молодых педагогов со стажем работы до 5 лет в школе всего 10%.
Суть модернизации
Предлагается создать во всех федеральных округах крупные базовые центры непрерывного педагогического образования. Разрешить им готовить бакалавров по двойным профилям со сроком обучения 5 лет - для обеспечения кадрами сельских малокомплектных школ, а также специалистов и магистров. Для этого - объединить педагогические институты, академии, их филиалы, педагогические колледжи и учреждения повышения квалификации. Основания: сегодняшний уровень подготовки учителей в педколледжах становится недостаточным. Около половины учителей начальных классов не имеют высшего педагогического образования. Необходимы принципиально новые образовательные технологии подготовки учителей.
Особое внимание планируется уделить массовому повышению квалификации работающих учителей, чтобы «соответствовали новым требованиям стандартов и новой модели педагогического образования». Для этого предлагается ввести именные ваучеры, чтобы учитель по выбору смог пройти обучение на базе лучших школ, вузов, учреждений повышения квалификации или научно-исследовательского института Российской Академии наук.
Сегодня за подготовку учителей отвечает система педагогического образования страны, включающая сеть педучилищ и колледжей, педвузы и учреждения дополнительного педагогического образования. Значительный вклад вносят и другие вузы, в первую очередь классические университеты. Многие за последние годы сменили статус педагогических на другие, к примеру, наш Владимирский педагогический университет стал гуманитарным. Однако он продолжает готовить и поставлять кадры для образования.
Всю эту систему теперь предлагается разрушить, создав новую. Но не объясняется ли это экономией средств? В начале учебного года выяснилось, что учителям, оказывается, отменяют надбавки и доплаты из-за неправильного соотношения численности педработников и административно-хозяйственного персонала. Оно должно быть 60 к 40 в пользу педагогов. Однако к непедагогическим работникам отнесли воспитателей групп продленного дня, психологов, завучей, социальных педагогов, логопедов, преподавателей ОБЖ. В результате их стали сокращать или переводить на финансирование муниципалитетов. Чудеса, да и только!
Инициатива «Новая школа» предлагает создать несколько «умных» школ, но при этом закрыть множество сельских. Не обеспечивают якобы те сельские школы современный уровень образования! Не отвечают требованиям времени! Не по той ли самой схеме решили теперь поступить и с педагогическими вузами? Создать базовые центры, сократить региональные педколледжи, педвузы и академии. Якобы эти преобразования помогут повысить качество педагогического образования. А как за получением этого образования поедут в Москву или Санкт-Петербург, к примеру, дети из Меленковского или Селивановского района? На какие средства они должны будут учиться в крупном городе? Тем более что количество бюджетных мест тоже с каждым годом сокращается.
Посмотрим, сколько студентов сегодня учится в педвузах России: 302 441 - на бюджетной основе и почти 226 тысяч на платной. Для сравнения: в 2005 году в педвузах обучалось более 330 тысяч студентов на бюджетной и 219 тысяч - на платной. Прослеживается явная тенденция к увеличению доли ребят, получающих высшее образование за деньги свои или своих родителей.
Сегодня в мире стали оценивать успехи той или иной страны не по ВВП, а по индексу развития человеческого потенциала. Если мы обратимся к этим показателям, то, по оценке Фонда развития человеческого капитала при филиале Института развития образования, в советский период по человеческому капиталу мы входили как минимум в первую десятку. По последнему докладу - находимся на 71-м месте. По показателям образования входили в тройку лучших, сейчас мы на 41-м месте!
- Обсуждая модернизацию системы образования, мы должны задуматься о реальности планов, - призвал на парламентских слушаниях ректор университета из Южно-Сахалинска. - Нужно выстраивать систему закрепления выпускников в школах. Необходимо решать проблемы со статусом учителя, материальным положением, уровнем социальной защищенности. Все существующие меры не помогают. Понадобится долгое время, чтобы профессия учителя стала престижной.
Педагогическое сообщество нашей области высказало несогласие по поводу сокращения и ломки системы подготовки педагогических кадров. Свои предложения и рекомендации в Госдуму представители от образования региона передали председателю профильного комитета ЗС области Галине Финашиной. Часть их касается интеграции профессионального педагогического образования и возможности получения выпускниками педколледжей высшего образования - по сокращенным срокам и на бюджетной основе.
16 апреля 2010 в 02:03
Учителям предлагают выдавать ваучеры
Фото: Виктора Стохальского.
В сфере образования вновь бушуют страсти инноваций. На этот раз обсуждается модернизация системы педагогического образования в России
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…