В областной научно-практической конференции, посвященной Году учителя и проблемам российских школ, наряду с чиновниками, учеными и педагогами принял участие заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин.
Кого учим и воспитываем?
Бразды правления на конференции доверили молодежи, впрочем, среди участников было вообще непривычно много молодых людей. Они заявили, что и их волнует будущее системы образования, что и они готовы обсуждать происходящее и участвовать в изменениях и реформах. Тем более в Год учителя.
Какова сегодня современная молодежь? С одной стороны, ее подвергают беспощадной критике - за жестокость, развязное поведение, иждивенческие наклонности. В качестве иллюстрации были показаны телесюжеты с центральных телевизионных каналов. Один из них - из г. Шелехово Краснодарского края. Подростки избивают свою 73-летнюю учительницу прямо во время урока физкультуры. Второй сюжет про бугаев-милиционеров, издевавшихся над пожилой женщиной. Вывод: жестокость и насилие, позволенные в юные годы, только усугубляются позже, когда люди взрослеют и выбирают различные профессии.
Однако есть и другая часть молодежи - активная, деятельная, творческая, для которой живы понятия о чести и совести. Таких молодых людей немало и в нашей области. Это Елизавета Кустова, Вадим Аксенов, Шамиль Хабибуллин и многие другие, которые возглавляют общественные организации и движения.
Благосостояние, долголетие, образованность
- Вспомните, чего мы должны были достигнуть к 2010 году? - так депутат Госдумы Олег Николаевич Смолин (фракция КПРФ) начал свое выступление. - Удвоения ВВП. На деле Россия стала рекордсменом падения ВВП среди стран «большой восьмерки», если не «двадцатки». Темпы роста промышленного производства, к примеру, в Китае, такие же, как у нашего падения.
- Вспомните, чего мы должны были достигнуть к 2010 году? - так депутат Госдумы Олег Николаевич Смолин (фракция КПРФ) начал свое выступление. - Удвоения ВВП. На деле Россия стала рекордсменом падения ВВП среди стран «большой восьмерки», если не «двадцатки». Темпы роста промышленного производства, к примеру, в Китае, такие же, как у нашего падения.
Пока мы собирались удваивать ВВП, более продвинутые страны в лице ООН стали иначе оценивать критерии успехов того или иного государства по ИРЧП - индексу развития человеческого потенциала. Он включает в себя три основных критерия: благосостояние, долголетие и образованность. По человеческому капиталу в советский период мы входили как минимум в десятку (оптимисты говорят - в тройку), сегодня мы - на 71-м месте. По показателям образования входили в тройку лучших, сейчас - на 41-м месте. По благосостоянию мы 56-е, по долголетию - 124-е (раньше входили в двадцатку).
- Когда Михаила Зурабова спросили о том, как он оценивает бюджет, он ответил: если мужчины должны жить 59 лет, то бюджет достаточен, - передал депутат Госдумы мысль бывшего министра соцздравразвития РФ и добавил: - Без нормального финансирования системы образования успехов не добиться!
Сегодня в развитых странах на образование выделяется 5,6% от внутреннего валового продукта, более 7% - в тех странах, которые занимаются модернизацией. У нас же на образование направляют всего 3,5% от ВВП, то есть в два раза меньше от потребности. Средняя заработная плата педагога в США - 130% к средней в целом, с учетом всех отраслей. У нас - 66%.
О платном образовании
Новый законопроект об АУ, БУ и КУ (автономных, бюджетных и коммерческих учреждениях в образовании) практически заставит некоммерческие организации стать коммерческими. Это удар по карману наших граждан, а главное - по человеческому потенциалу. С 1 июня главной задачей детских садов, школ, вузов будет зарабатывание денег. Все остальные задачи окажутся подчиненными, убежден Смолин.Крен коснется и системы высшего образования - уже сегодня в России две трети студентов учатся платно. А в Германии, например, бесплатное высшее образование получают 85% студентов.
Сегодня для того, чтобы закрыть сельскую школу, необходимо положительное решение схода жителей. По новому закону: дали задание закрыть, значит закроют, - считает депутат Госдумы.
В последнее время все обсуждают то, как поделить деньги, куда лучше направить, забывая о главном: в образовании всегда были актуальны прежде всего другие вопросы: кого и как учить.
Инициатива «Новая школа»
- Я с интересом прочитал предлагаемую программу «Новая школа», - отметил Олег Смолин. В ней есть хорошие правильные идеи. К примеру, о развитии творческих способностей детей, об укреплении их здоровья, о создании условий для обучения ребят с ограниченными возможностями. Всем этим нужно заниматься. Однако в программе есть прямые нелепицы, когда, например, говорится о том, что в школу нужно больше привлекать людей без педагогического образования. Хорошо, что в хирурги не предлагают идти из фрезеровщиков...
- Я с интересом прочитал предлагаемую программу «Новая школа», - отметил Олег Смолин. В ней есть хорошие правильные идеи. К примеру, о развитии творческих способностей детей, об укреплении их здоровья, о создании условий для обучения ребят с ограниченными возможностями. Всем этим нужно заниматься. Однако в программе есть прямые нелепицы, когда, например, говорится о том, что в школу нужно больше привлекать людей без педагогического образования. Хорошо, что в хирурги не предлагают идти из фрезеровщиков...
Однако главная «неувязка» в том, что на реализацию такой программы выделено всего 15 млрд рублей. Такая сумма необходима только для обеспечения учебниками. Еще 25 млрд рублей - на питание школьников. А нужно ли их кормить? Нужно! Около 90 тысяч парней не призывают в армию только из-за низкой массы тела. 12 млрд рублей понадобятся для обеспечения программ по безопасности школ только для одного федерального округа, а нужно обеспечить каждый. 270 млрд нужно для того, чтобы увеличить учителям зарплату.
Что же можно сделать на 15 млрд рублей? Создать несколько новых умных школ, где будут учиться счастливчики. Для этого потребуется закрыть сотни сельских. Это пример попыток построения элитарной модели образования, но нам нужна другая модель, которая обеспечивает равные возможности в образовании. Хорошее образование лишь для узкого круга людей - это заблуждение, - утверждает авторитетный политик и ученый Олег Смолин.
О ЕГЭ и хождении по кругу
Тему ЕГЭ депутат Госдумы назвал необъятной.
Тему ЕГЭ депутат Госдумы назвал необъятной.
- Когда принимали этот закон, я пытался объяснить, что этим мы будем убивать творческое начало в детях. К примеру, Пушкин и Эйнштейн ЕГЭ вообще не сдали бы, - говорит Смолин. - Сегодня 80% выпускников соглашаются с добровольной сдачей ЕГЭ и только 11% соглашаются с обязательной. Почему это никто не учитывает?
Вреда с введением единого государственного экзамена получилось больше, чем пользы, - убежден Олег Смолин. А в целом мы идем по кругу. Систему тестирования изобрели англичане, подарив идею американцам. Сегодня правительство Барака Обамы выделяет огромные средства на свертывание тестов, потому что они приводят к массовому отуплению нации. Именно за счет такой системы обычные американцы и превращаются в «задорновских» (имеются в виду персонажи писателя-юмориста Задорнова). Теперь устаревшую систему переняла наша страна, однако придет день, когда ее придется отменить. Спрашивается: зачем было вводить?
- Система советского образования и творческой педагогики держали страну на втором месте по развитию науки и научных достижений, - подчеркнул Олег Смолин. - Моя любимая учительница истории, которой сейчас 81 год, говорила: «Ребята! Помните, учиться и любить никогда не поздно». Позвольте пожелать успехов в этих двух сферах. В том числе и депутатам Госдумы, которые нередко голосуют за принятие инициатив и законов, «не приходя в сознание».