Об этом задумался, наверное, каждый слушатель публичной лекции, состоявшейся в областном Доме работников искусств. «Отношение к инвалидам. Полутона гуманизма» - так озаглавил свое выступление в рамках проекта «Владимирские публичные лекции» председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин.
Предлагаем и нашим читателям задуматься и приводим фрагменты лекции Михаила Осокина. В ней было уделено большое внимание различным реально существующим концепциям и взглядам общества и государства в отношении инвалидов.
- Наиболее современная концепция исходит из того, что инвалидность - это не личная проблема, это не набор каких-то заболеваний и ограничений, а это ограничения, которые создает нам общество. Если у меня, например, проблема с физическим движением, а я не нахожу по дороге поребриков, то для меня ограниченность в движениях - совершенно не проблема. Если я - слабослышащий человек, но у меня есть слуховой аппарат или имплантант, я, по сути, не инвалид, я реабилитирован обществом. Общество само создало эти барьеры, ограничения. Всегда хочется сказать: нет денег на все это. Понятно, что нет. Но если бы общество действительно напряглось и создало эти условия, сняло барьеры, то инвалидность как проблема вообще бы исчезла.
- Это действительно сложный подход, - продолжает Михаил Осокин, - но наиболее на сегодняшний день актуальный и современный. О нем уже говорят наши политики. Все мы слышали про Конвенцию о правах инвалидов, которая уже достаточно долгое время существует, но Российская Федерация одно время считала невозможным ее ратифицировать. Экономисты сразу заволновались: «Как же так! Надо весь закон об инвалидах поменять! В бюджете столько дополнительных денег надо! Где мы их возьмем?..». Сейчас появилась установка, озвученная президентом Дмитрием Медведевым, что Российская Федерация эту конвенцию ратифицирует, и ратифицирует ее чуть ли не в этом году. То есть фактически в сфере социальной защиты инвалидов произойдет уже в августе революция, потому что мы будем вынуждены привести всю систему законодательства об инвалидах в соответствие с международными нормами.
Если говорить просто, то произойдет замена системы вспомоществования, государственной поддержки и прочего системой прав и обязанностей. Они достаточно простые и ясные. И у человека будет в случае чего возможность просто идти в суд и свои права отстаивать.
Мы знаем, что это как бы является идеалом отношения к инвалидам, идеалом гуманизма. Все осознанно понимают, что да, так оно бы и должно быть. Но в реальности почему-то после того, как мы признали это идеалом, он не стал нашей жизнью.
Уровни выбора
- Возникает несколько уровней, - анализирует Михаил Осокин, - это и государственная политика, и позиция гражданского общества, и уровень личного выбора, который, на мой взгляд, на сегодняшний момент не просто не сделан. Мы даже ногу не приподняли для того, чтобы этот выбор сделать. Получается, что в нашем гуманизме, который как система мировоззрения существует, - в нем уже есть идеальная норма, но мы пока вообще не готовы ее принять.
- С точки зрения государственной политики, - говорит Михаил Осокин, - есть простое противоречие, которое необходимо разрешить. У государства есть обязательства, которые нужно исполнить перед каждым инвалидом. Мы должны быть уверены, что если мы живем в стране России и нам будет плохо, мы не умрем где-нибудь под забором, а нам будет предоставлена медицинская помощь, дом-интернат и прочее. В то же время мы говорим о том, что мы по либеральному направлению движемся, власть уверена, что у нас демократия и либерализм. Соответственно возникает вопрос: а личная ответственность инвалида? Человек, в принципе, сам должен за себя отвечать, вне зависимости от того, насколько он здоров, силен. И в таком случае современная концепция отношения к инвалидам становится актуальной и для государства.
- С точки зрения расходов это действительно очень затратно, - продолжал Михаил Осокин. - Как пример привожу вот такую ситуацию: инвалид, плохо ходящий, с детским церебральным параличом, проживающий в маленьком германском городке. Его социальный работник спросил: «Чем бы ты хотел заниматься?». А он: «Я хочу быть почтальоном». Соцработник: «Но вы плохо ходите». Тот отвечает: «А у меня мечта ‑ хочу быть почтальоном».
И была для этого инвалида заказана специальная коляска, разработан специальный маршрут, для него персонально была проложена дорожка, по которой он ездил и специальным агрегатом выстреливал эти самые газеты.
Дорого? Дорого. С точки зрения экономики кажется неоправданным. Но для этого инвалида в Германии были выработаны стартовые условия, и он чувствовал себя человеком, личностью, ценностью. И в конечном итоге оказывается, что это важнее всего.
О личной ответственности инвалидов
- Но здесь есть один очень тонкий момент, - объективно подмечает Михаил Осокин. - Дело в том, что, принимая современную концепцию, наши инвалиды тоже не готовы ко многим ее проявлениям. Потому что эта вот личная ответственность - она не многим-то инвалидам и нужна. Когда мы в нашей общественной организации предлагаем: «Ребята, давайте займемся трудоустройством, мы нашли для вас рабочие места, есть шанс поработать», нередко слышим в ответ: «Да что-то не хочется. Меня устраивает пенсия, положение иждивенца». И поломать вот эту установку части инвалидов будет сложнее, чем поломать интересы государства. Мы должны понимать, что и мы, инвалиды, тоже не всегда правы.
Гражданское общество: каша мнений
- Если говорить об отношении к инвалидам гражданского общества, - отмечает Осокин, - то оно многослойное, как пирог. Мы, граждане, проявляем свое отношение по-разному. Простите за грубость формулировок, но подчас на ум приходит нехорошее слово «жлоб». Мы так обычно называем малообразованных хулиганов, маргиналов и прочих. А вот как назвать вот такое отношение, о котором я хочу рассказать реальную историю? Не так давно на одном мероприятии обсуждалась ситуация: отец живет с ребенком-инвалидом, девушкой, совершенно лишенной интеллекта, с кучей всяческих болезней. И вот одна совершенно очаровательная девушка, которая была на том мероприятии, говорит: «А зачем ей жить-то? Ее надо было убить». Эта девушка - умница, в принципе неплохой человек. Но показала такой уровень восприятия проблемы.
- Причем подобное жлобство, - делится наблюдениями лектор, - может быть интеллектуальным и продвинутым, и проявляют его нередко те, кто вроде бы относится к просвещенным интеллигентам. В Интернете вы можете найти огромные форумы, где говорят о необходимости стерилизации инвалидов и прочих подобных мерах. Сегодня для многих молодых людей естественный отбор - как бы норма, и они считают, что в современном обществе он должен работать достаточно активно. При всем при этом по опросам у нас 84% людей считают, что инвалидам в нашей стране уделяется мало внимания.
Вот такая каша мнений и оттенков «гуманизма». Сможем ли мы внедрить в обществе современную концепцию отношения к инвалидам?