Федеральный закон о правовом статусе государственных муниципальных учреждений образования во время «круглого стола» обсудили педагоги области.
О новом статусе и гарантиях
В новом режиме школы и детские сады начнут работать с 1 июля 2012 года. Суть закона ‑ в разделении всех образовательных учреждений на три категории. Казенные, к которым точно отнесут детские дома и интернаты, будут финансировать по жесткой смете, как сейчас бюджетные. Бюджетные станут получать бюджетные деньги в виде субвенций, необходимых для выполнения госзадания, а также смогут оказывать платные услуги и распоряжаться прибылью. Наконец, автономные будут существовать на деньги субсидий, предлагать за деньги дополнительные услуги, привлекать инвестиции и свободно распоряжаться своими средствами.
- Системе образования предлагается большая самостоятельность в принятии решений и распределении средств, - считает вице-губернатор области Сергей Мартынов. - Однако гарантированное право граждан на бесплатное образование и обеспечение финансирования из бюджетов всех уровней остается неприкосновенным.
Новый 83-й федеральный закон принимался без широкого обсуждения, и, к сожалению, многие механизмы остаются непонятными. Чтобы хорошо вникнуть в него и сделать выбор, руководителям многих образовательных учреждений одного педагогического образования мало. Нужно еще быть экономистами и предпринимателями. Потому в спешном порядке необходимыми знаниями в менеджменте и экономике их снабжает ВИПКРО (Владимирский институт повышения квалификации работников образования). Однако не исключено, что в связи с новшествами систему образования ждут серьезные управленческие кадровые изменения.
Умение зарабатывать будет главным
Новшества, по мнению многих педагогов, неизбежны. Те государственные документы, которые были приняты до этого, не позволяли перейти к более прогрессивным методам управления образовательными учреждениями. Выбор правового статуса учреждения будет определять, как оно будет жить финансово. Самый главный критерий в новых условиях ‑ умение школы или детского сада зарабатывать деньги.
Однако все ли директора готовы зарабатывать и в одно мгновение стать успешными предпринимателями? Во всех ли есть предпринимательская жилка? Учителя, особенно старшего поколения, на протяжении десятилетий привыкли ко всему бесплатному и бескорыстному. Бесплатно или за чисто символическую плату вести кружки и факультативы, заниматься с двоечниками или пропустившими уроки по болезни учениками.
- У нас в Муроме никогда особо не приветствовалось широкое развитие образовательных платных услуг, потому нам со статусом определяться сегодня не совсем просто, - высказалась руководитель управления образования о. Муром Валентина Клещевникова. ‑ Причем из-за сложной демографической ситуации проблемы существуют не только у сельских малокомплектных школ, но и у городских.
По мнению В.Клещевниковой, из 21 общеобразовательной школы округа в любом случае две должны остаться казенными. В них обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в особом подходе. Ясно, что такие школы сами себе зарабатывать деньги не смогут.
В автономные же смогут и готовы перейти пока 2-3 школы округа, уже имеющие опыт предоставления платных услуг. Но учреждения с таким статусом подвергаются аудиторской проверке, и руководитель должен быть готов к такой ответственности.
Переходу, по мнению руководителей образования, мешают и новые требования по соотношению в школах учителей и обслуживающего персонала 60:40. Пояснений, будут ли эти правила распространяться на автономные учреждения, увы, нет. Как нет комментариев и на многие другие возникающие вопросы.
- Понимаем, что закон прогрессивный, однако нужно время, чтобы перейти к нему.
Устраивать «соревнования» нельзя
Заявлено, что основное обязательное дошкольное и школьное образование в основе остаются бесплатными. Платными будут лишь дополнительные услуги.
- Так что же в системе образования все-таки будет платным и бесплатным? Очень хотелось бы, чтобы это было четко прописано, - сказала руководитель управления образования Вязниковского района Галина Рогова. ‑ Сегодня мы встречаем большое сопротивление населения по введению платных услуг. Должна учитываться его платеже-способность. Хотелось бы знать, будут ли сохранены социальные гарантии сельским педагогам, пенсии по выслуге лет? При определении статуса школы должно учитываться мнение трудового коллектива. У нас в районе 8 сельских малокомплектных школ, которые должны оставаться казенными.
- Важно не наломать дров, - продолжил тему руководитель управления образования Кольчугинского района Владимир Дергунов. ‑ Право определять статус учреждения ‑ за учредителем. Нужно реально оценивать возможности каждой территории: состояние материально-технической базы, кадровый потенциал, возможности бюджета. Убрать в один миг всех прежних директоров школ нельзя, их надо учить и помогать им. И нельзя сейчас вводить проценты и устраивать «соревнование»: мол, сколько у вас АУ (автономных учреждений), сколько планируете создать? Да, может быть, рано их еще создавать в некоторых учреждениях и территориях. У нас, к примеру, сельским школам выживать сегодня тяжело. Они, безусловно, должны стать казенными учреждениями.
Один из кандидатов на переход в автономное учреждение ‑ школа № 6 г. Мурома, в которой открыты гимназические классы, есть опыт оказания платных услуг, а руководитель прошла курсы менеджмента.
- Мы зарабатываем внебюджетные средства, но недостаточно, в смете они составляют около двух процентов, - заявила директор школы Ольга Кондратьева. ‑ У нас есть управляющий совет. В целом я положительно отношусь к переходу в АУ, но у членов совета разные мнения. Родители еще не подготовлены информационно, хотя оплачивать дополнительные услуги могут около 47 процентов из них.
Директор Стародворской школы Суздальского района Татьяна Жилина сказала, что свое учреждение в будущем она казенным не видит и для получения экономической мобильности готова выбирать автономию. Ведь возможности регионального бюджета обеспечивают лишь стабильность зарплаты педагогов, а учебные расходы сведены к минимуму. В то же время самостоятельность расхода средств повышает ответственность руководителя и требует нового управления.
Бесплатно - в рамках госстандартов
Осложняет понимание нового 83-го федерального закона введение с сентября 2011 года новых образовательных стандартов, в которых тоже мало еще кто разобрался. С сентября этого года в апробировании будут участвовать первоклассники - в нашем регионе 11 классов. Речь идет о включении в распорядок дня школьника кроме обязательных учебных часов пяти-десяти внеурочных часов занятий, с учетом пожеланий ребенка и родителей. Все это будет оплачивать государство. Задача каждого общеобразовательного учреждения - наработать сейчас огромный пласт этих дополнительных образовательных услуг.
Заявлено, что каждый ученик будет получать бесплатное образование в рамках этих самых новых госстандартов.
- В госстандарт входят все обязательные предметы, включая музыку и физвоспитание, - поясняет заместитель директора департамента образования Ольга Беляева. - Для учеников начальных классов это 20 обязательных часов плюс 10 часов внеурочных занятий. Для старшеклассников ‑ 36 часов плюс 4 часа факультативных занятий. Дополнительные платные услуги ‑ это, к примеру, игра на флейте или фортепиано, которые в образовательный госстандарт не входят.
О детских садах и одаренных детях
- Какую же будут брать плату с родителей детские сады, перешедшие в автономные учреждения? ‑ поинтересовался кто-то из журналистов.
- Такую же, что и прежде, - ответила Ольга Беляева. - Дошкольные учреждения работают по своим типовым программам. Платные услуги должны быть выведены за рамки этих программ.
- Как же развиваться в школах, где дополнительные образовательные услуги будут платными, одаренным детям, в случае, если у родителей нет средств? ‑ прозвучал еще один наболевший вопрос.
Решать такие вопросы, по мнению руководителей образования, должен управляющий совет школы, находя спонсоров и освобождая родителей одаренных детей от оплаты. Однако четкий механизм и его обязательность нигде не прописаны.