В нашем регионе побывал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. В здании областной администрации В.Федоров провел интересную встречу с владимирскими социологами, политологами и журналистами. В центре внимания были результаты и методы социологических опросов. По окончании этой встречи состоялась беседа губернатора области Николая Виноградова с Валерием Федоровым.
О политическом значении соцопросов спорить не приходится. Недаром же их публикация в СМИ законодательно запрещена накануне выборов: уж очень люди реагируют на сообщения, что за того или иного деятеля или партию выступает «подавляющее большинство опрошенных» или, наоборот, рейтинг низкий. А в лице Валерия Федорова регион навестила социологическая служба федерального масштаба. Ее исследования для страны глобальны. Генеральный директор ВЦИОМ начал с обширного доклада о состоянии общественного мнения в России в последние годы по основным направлениям. Стержневой темой были изменения во взглядах и оценках россиян под влиянием социально-экономического кризиса.Вот, например, один из ключевых показателей ‑ индексы социальных настроений. Каждый индекс является результатом анализа ответа на определенный вопрос: «В какой мере вас устраивает сейчас жизнь, которую вы ведете?», «Как вы считаете, через год вы (ваша семья) будете жить хуже или лучше, чем сейчас?», «А как бы вы оценили нынешнее экономическое положение России?», «Как бы вы оценили в целом нынешнюю политическую обстановку в России?», «Насколько вы согласны с тем, что дела в стране идут в правильном направлении?». Видно, кстати, как тщательно специалисты ВЦИОМ формулируют вопросы. Валерий Федоров добавил, что ВЦИОМ старается максимально упрощать анкеты, чтобы они были понятны большинству россиян.
Индексы социальных настроений исследователи вычисляют, находя разницу суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок при ответе на каждый из этих вопросов. Так вот по тем графикам (каждый из них ‑ отдельный индекс), которые демонстрировал Валерий Федоров, видно, как, набрав максимальную высоту к осени 2008 года, социальные настроения россиян в 2009 году «пошли вниз», и лишь в последние месяцы вновь начали улучшаться.
Показательно, что кризис снизил число озабоченных состоянием демократии в стране: людей больше одолевают опасения безработицы, безденежья и так далее.
Повлиял кризис и на уровень одобрения деятельности президента и председателя правительства ‑ это также один из показателей, которые выявляет ВЦИОМ. В целом, по данным ВЦИОМ, отмечено снижение с высочайших 80-82 процентов августа-сентября 2008 года (как отметил сам Федоров, такой высокий уровень совпал с войной на Кавказе) до 60-70 процентов.
Но достоверны ли результаты исследований «кремлевского ВЦИОМ», как называют центр под руководством Валерия Федорова оппоненты? Кстати, он об этих подозрениях знает прекрасно. Но действительно, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Тем более что сам Валерий Федоров неодобрительно отозвался о «коррумпированных малобюджетных социологах», которые за деньги по заказу публикуют подчас парадоксальные и невероятные результаты опросов.
На вопрос о возможном противоречии между реальным общественным мнением и заказанными ВЦИОМ опросами Валерий Федоров ответил так:
- Болезнь современного мира ‑ это конспирология. Мы везде ищем скрытые мотивы, двойное дно. Желание прочитать между строк закладывалось у нас еще газетами в советское время, когда хотелось узнать информацию, не ту, что преподносится официально, а ту, что на самом деле. Нас часто упрекают: «А вот кремлевский ВЦИОМ, он фальсифицирует, неправильно задает вопросы, и верить ему нельзя...». Так говорят, когда результаты опросов не устраивают. Когда результаты «нормальные», те же самые люди тут же забывают, что мы «кремлевские». Я уверен, что такие вопросы будут возникать еще очень долго. Как вы понимаете, я не могу вам сказать, что мы подделываем результаты, даже если мы их подделывали бы. И вы, надеюсь, не ожидаете такого ответа. Конечно, у нас есть чувствительные результаты, которые в той или иной ситуации могут сыграть не вполне так, как хотелось бы нашим заказчикам. На случай таких ситуаций у нас есть правило: если результаты получены в рамках исследования, оплаченного определенным заказчиком (необязательно государственным, а частные гораздо более тщательно относятся к конфиденциальности своих данных), и если эти результаты заказчика не устраивают, то они просто не публикуются. Вот и все. Но принцип у нас такой: все что не запрещено, то разрешено. И мы публикуем любые результаты. У нас нет, и в последние годы я не припомню, случаев, когда нас попросил бы кто-то чего-то там «подрисовать». Как только такие просьбы возникают, мы отвечаем, что бренд нам дороже. Бренду ВЦИОМ 22 года, и доверие это ‑ самая высокая ценность, которая у нас есть. Если нет доверия ‑ наши данные никому не нужны.
В ходе общения социологов и журналистов с Валерием Федоровым было заметно, как по-разному можно трактовать одни и те же результаты. Вот, например: что чуть более 20 процентов россиян готовы принять участие в мирных уличных акциях протеста. Власти склонны это объяснять тем, что большинство людей довольны жизнью, а оппозиция - тем, что люди боятся гонений или не верят, что их услышат. То есть результат один, а объяснений много.
В ответ на вопрос корреспондента «ВВ» о том, как же достоверно объяснить результаты опросов ВЦИОМ, Валерий Федоров сказал, что главная концепция ‑ это сравнить свои мнения с тем, что получены в ходе опросов, и самому составить собственное мнение:
- Мы даем много материала, чтобы его интерпретировать или с ним дискутировать, потому что мы не представляем истину в последней инстанции. В нашем деле действительно многое зависит от того, как задан вопрос.