24 июня 2010 в 01:16

Обратить внимание на человека, что стоит у доски

Декан факультета искусств и художественного образования ВГГУ, кандидат философских наук, доцент, музыковед Лариса Высоцкая рассуждает о том, чего не хватает сегодня педагогу в свете оптимизации системы образования.

- Лариса Николаевна, помните ли вы свои школьные годы?
- Я училась в Приморском крае, в городе Большой Камень, поскольку папа у меня военный, моряк-подводник. Сколько себя помню, была отличницей, правда, ушла после 8 класса, серьезно разорвав со школой. Желание заниматься музыкой было очень сильным. Поэтому уже в 15 лет я уехала из дома во Владивосток учиться. Во время же учебы в школе было очень много всего интересного, я ездила в «Орленок», «Океан», одной из первых вступила в комсомол, все «боевые игры» прошла. Смотрю сейчас на свою дочь, которая 10-й класс закончила, у них такого уже нет.
- А чего именно сейчас нет, на ваш взгляд?
- Не хватает, пожалуй, именно патриотического воспитания, любви к родной земле, к родному краю... Безусловно, нам свойственно в некоторой степени смотреть на них и, качая головой, говорить, что многое не так, но ведь на смену пришло и что-то иное. На наши абонементы в филармонию приходит много школьников, я общаюсь с ними и вижу, что они очень разные, большинство развиты интеллектуально очень сильно. Мне кажется порой, что мы в их возрасте столько всего не знали.
- Нагрузка в современных школах значительно больше...
- Да, современная жизнь диктует такие условия. Когда я заканчивала институт во Владивостоке, то у меня у единственной был диплом, напечатанный на компьютере, тогда это было в диковинку. Жизнь не стоит на месте. Но, к сожалению, на второй план уходит образование культурное. Да и дети сейчас совсем другие.
- Что вы имеете в виду?
- Они бывают порой очень жестокими, в силу своих демократических убеждений, что ли... Но их в некоторой степени жалко, понимаете? Они недополучают очень многого, что было у нас. Когда-то мы попадали в систему детского сада, у нас была лучшая система в мире. Начиная с детского сада начиналась система непрерывного образования. Что сейчас происходит с дошкольными учреждениями? Да и семейное воспитание страдает в силу того, что мы все работаем с утра до ночи. Раньше ведь я не могла себе представить, чтобы мои родители были так поглощены зарабатыванием денег. Это очень видно сейчас, этот дефицит общения.
- Получается, на образовательные учреждения еще больше ложится ответственности. Не кажется ли вам, что Год учителя все же как-то вяло проходит в нашей стране?
- Должного внимания к педагогам скорее всего нет, вы, пожалуй, правы. Образование сегодня в перманентном кризисе находится. Вместо того чтобы обратить внимание непосредственно на человека, который стоит у доски, мы говорим о каких-то околошкольных проблемах. А нужно замечать людей, которые при нынешней ситуации почти бескорыстно трудятся. Недостает социальной поддержки.
- Как вам «поддержка» в виде сериала «Школа»?
- Я была очень занята и не видела его. Но отзывы в основном негативные. Персонажи мелькают в Интернете, по их стилистике, выражению лиц я понимаю, что это жесткое зрелище, утрированное, что-то вроде шаржа.
- А если вспомнить отечественные фильмы...
- Да, кто такой был тогда учитель? Это был человек, к которому шли за всеми видами помощи, человек, отвечающий всем требованиям. Сейчас же очень упала планка отношения к учителю, а его поддержать нужно, уважения нет априори, увы. А у него сейчас столько всего, одни новые программы, методики. Учитель старается, многие идут впереди всех преобразований. Но ведь методика - это прежде всего личность педагога. Она должна быть свободной, чтобы воспитывать достойных и свободных людей. Ты ведь на каждом уроке, как на исповеди.
- Как складываются отношения между поколением излишне демократичных учеников и педагогов с внушительным стажем?
- Непросто. Педагогам трудно общаться с современными детьми, особенно профессорам. Мы, например, раньше даже боялись обогнать профессора, сзади тихонько шли. А уж если он с нами заговорил... А сейчас студенты могут зайти в любой кабинет, как угодно обратиться. Кто-то скажет, что, мол, тут на Европу равняемся. Я вот прошлым летом была в Антверпене, в университет ездила на конференцию, так там, действительно, очень демократичная среда, но все что касается профессуры, то там порядок, все очень строго и, как говорится, дистанция соблюдается. Дух академизма должен оставаться в стенах вуза.
- В июле грядет новый поток абитуриентов, но уже очевидно сокращение бюджетных мест...
- Перспектива исключительно платного образования где-то на горизонте, безусловно, мелькает. Тем более если будет переход на автономные учреждения. Но нам все равно важно, чтобы была государственная поддержка коммерчески невыгодных специальностей, того же учителя, к слову. Можно понять, что бюджетные деньги, как рассуждают наверху, не могут просто так выбрасываться на обучение, когда многие потом идут работать не по специальности. Но нужен баланс все равно. Нужно создать конкурентную среду.
- Не придется ли в скором времени платить и за среднее образование родителям?
- Степень тревожности в обществе относительно этой ситуации очень высокая. Я не раз слышала от коллег про церковно-приходские школы с образовательным минимумом и частные школы для богатых. Я не думаю, что до этого дойдет. Главное, чтобы у руля этих реформ стояли здравомыслящие люди. В нашем деканате был председатель Совета Федерации Сергей Миронов во время его визита в университет, а также бывший руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев... Они там все знают, все понимают. Да и зарубежные гости просят сохранить нашу систему, понимая ее уникальность, особенно в сфере искусства.
- Выходит, скоро талантливым, но бедным людям будет не хватать меценатов, как в ХIХ веке?
- Я на лекциях рассказываю студентам, когда мы изучаем биографии композиторов, что это все были выходцы из дворянских семей. Но к концу ХIХ века появились меценаты. Не хватает сегодня людей, которые инвестировали бы в культуру. Это было тогда престижно. Правда, удается некоторых студентов нашего вуза, к слову, отправить за границу. Этим летом струнный квартет, победивший в конкурсе «Созвучия веков», отправится во Францию по приглашению профессора Высшей школы музыки во Франции Филиппа Вилла.
- Мы говорим про финансовую поддержку культуры, скажем, а кому это может быть выгодно?
- Есть вещи, которые, в принципе, не могут давать ожидаемой отдачи, в плане материальном. Но, с другой стороны, как без духовной культуры? Очень хочется, чтобы сфера искусства была не на задворках, но очень близко. Поэтому государственная поддержка нужна, что касается дополнительных предметов в школах, а также некоторых специальностей в вузах. Решение этих вопросов, где взять, как и что, забирают очень много сил...
- А где вы черпаете вдохновение?
- В общении с умными и талантливыми людьми. Всю жизнь я буду помнить всех своих педагогов. Каждый раз передо мной всплывают все новые и новые картины из школьных лет, а также студенческих. И сейчас я понимаю, что просто обязана делиться тем, что мне дали, дали абсолютно бескорыстно. Иногда кажется, что мы не достаточно благодарны нашим педагогам и родителям. Всегда нужно уметь вовремя сказать спасибо.


Проекты в филармонии
В течение всего сезона особое настроение в концертном зале имени С.Танеева создавали молодые солисты и студенты факультета искусств и художественного образования ВГГУ. Звездный костяк артистов музыкального лектория (абонемент «Музыка. Поэзия. Любовь») сформировался под руководством Ларисы Высоцкой за два года.
Популярные партии известных мюзиклов, знакомые старинные мелодии и романсы... Тут есть все, и даже больше. Представления получаются довольно яркими и мощными, если говорить о силе звучащих голосов. Украшают действа не только вокалисты, но и танцоры.
- Для нас очень важно мнение публики, - отмечает Лариса Высоцкая. - Правда, сложность в том, что в зале практически нет среднего поколения. Много людей, которым за 50. Причем мнение о том, что они любят слушать исключительно классику, ошибочно. Многие просят побольше постановок о современном искусстве, хотят видеть мюзиклы.
Большинство зрителей приятно удивлены, что во Владимире есть столько талантливых ребят, которые делают представления не хуже гастролеров.
- Этот проект уникальный, - считает Лариса Высоцкая. - Как педагог и автор проекта, скажу, что задачи были поставлены высокие. Бывает, что артист играет одну и ту же программу из года в год. Он ее оттачивает, оттачивает в процессе создания и свое мастерство. А тут - каждый раз новый сценарий, новые партии. Все ставится каждый раз с нуля.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…