2 октября исполняется 70 лет государственным «Трудовым резервам», или системе начального профессионального образования России. О том, с какими результатами подошла к этой юбилейной дате наша область, рассказывает директор департамента образования области Михаил Корешков.
- Михаил Викторович, родоначальником профессионального образования в России является Петр I. По его инициативе открывались первые школы: навигацкая, артиллерийская, геодезическая, горнозаводские училища. А когда и где появились первые училища в нашей области?- Среди первых созданных во Владимирской области училищ упоминается Вязниковское низшее техническое училище Базанова, целью которого являлась подготовка десятников и мастеров для заводов и фабрик области. Под влиянием передовых общественных деятелей в 1866 году было создано Русское техническое общество, которое занялось распространением в стране технического образования. Первое ремесленное училище было открыто во Владимирской губернии в 1885 году на средства промышленника И.С.Мальцова, владельца ряда стекольных заводов и текстильных фабрик в Гусь-Хрустальном и других населенных пунктах.
- Система получила «второе дыхание» после революции?
- В послереволюционный период, учитывая важность проблем, связанных с подготовкой рабочей смены, был принят декрет об обязательном профессионально-техническом обучении подростков в возрасте 15-17 лет и всех рабочих в возрасте до 40 лет. Была утверждена новая система рабочего образования, основными принципами которой являлась подготовка кадров без отрыва от производства. Ведущее положение в системе профессионально-технического образования долгое время играли школы ФЗУ, которые позволили улучшить плановую подготовку и распределение квалифицированных рабочих кадров по нужным отраслям профессиям.
- Почему отсчет существования системы профессионального образования идет с 1940 года?
- 2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных трудовых резервах».
Трудным испытанием для страны в целом и системы профессионального образования стали годы Великой Отечественной войны. В училищах и школах ФЗУ ковали броню для нашей страны, особенно отличились в этот период коллективы учреждений Коврова, Вязников, Александрова, Владимира.
В 1944 году в связи с образованием Владимирской области было создано Владимирское областное управление трудовых резервов, в его составе числилось 58 ремесленных училищ и школ фабрично-заводского ученичества.
- После войны система расширилась?
- Главной задачей областного управления профессионально-технического образования в послевоенные годы стала работа по расширению сети профессионально-технических учебных заведений, укреплению их материально-технической базы.
Особенно быстрыми темпами этот процесс проходил в 60‑70-е годы. За этот период были построены, оснащены оборудованием и начали функционировать учебно-производственные комплексы, производственные мастерские, общежития.
Число учреждений начального профессионального образования возросло за этот период в 7 раз, а число учащихся увеличилось в 12 раз!
К 1980 году во Владимирской области работало 41 профессионально-техническое училище с контингентом более 20 тысяч человек, которые осуществляли подготовку кадров по 124 профессиям.
Ежегодно училища области являлись участниками выставки ВДНХ СССР. Управлению
профтехобразования по итогам года неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя Госпрофобра РСФСР. Лучшие учебные заведения - ТУ № 27 г. Владимир, СПТУ № 9 п. Бавлены Кольчугинского района и другие были награждены переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС «За высокие показатели во Всесоюзном социалистическом соревновании».
- Как удалось пережить трудные перестроечные времена?
- Трудным этапом для системы подготовки рабочих кадров были 90-е годы, связанные, прежде всего, с разрывом между базовыми предприятиями и учреждениями образования.
Но система начального профессионального образования Владимирской области выжила, и сейчас она является одной из самых крупных в ЦФО (Центральном федеральном округе).
- Каковы основные проблемы в системе подготовки кадров?
- Основная проблема в том, что упал престиж рабочих профессий. Все стремятся учиться в высшей школе. К тому же, несмотря на развитие в последние годы социального партнерства, крупных промышленных предприятий-партнеров и помощников немного. Причина нежелания идти на производство вызвана еще и картиной, которую рисуют взрослые. Но ведь на предприятиях сегодня все изменилось. Рабочий имеет дело не с грязной спецовкой и гаечным ключом, а с электронным оборудованием. На производстве многое автоматизировано. Учеба бесплатная, ребята получают дотации на питание, всем успевающим выплачивается стипендия. Особыми льготами пользуются дети-сироты. Есть примеры, когда стипендии проявившим себя ребятам доплачивают работодатели и администрация. Так, глава Суздальского района Михаил Иванов установил приличные ежемесячные стипендии для учащихся, получающих профессию мастера сельхозпроизводства. Будем оптимистами. Развитие системы профессионального образования продолжается и сегодня.
- Сегодня системе приходится перестраиваться?
- За последние годы система действительно значительно изменилась. И дело не только в демографических процессах. Сеть учреждений, сложившаяся много лет назад, оказалась избыточна еще и из-за уменьшившегося числа заказов на рабочие кадры крупными предприятиями. Самый большой заказ сегодня ‑ на парикмахеров и продавцов. Мы пошли по пути реформирования и создания многоуровневых колледжей с современной учебно-производственной базой, где можно по желанию получить профессиональное образование любого уровня. Получив начальное, продолжить учебу и выйти, к примеру, мастером ЖКХ. И сегодня там, где созданы такие учреждения - в Александрове, Вязниках, - нет проблем с кадрами.
В регионе 24 областных учреждения начального профессионального образования и 7 учреждений среднего профессионального образования, которые готовят рабочие кадры по 88 профессиям, где работают около 3 тысяч человек и обучается более 13 тысяч девушек и юношей. Ежегодно из стен учреждений профессионального образования выходит около 5 тысяч высококвалифицированных рабочих.
Активно функционируют 8 ресурсных центров профессионального образования, которые успешно включились в реализацию областной целевой программы по опережающему обучению высвобожденного и незанятого населения. В Александрове - для отрасли машиностроения, в Муроме ‑ для металлообработки, во Владимире - для строительной и автомобильной отраслей, в Вязниковском районе - для сельского и лесного хозяйства, в Суздале - для туризма.
За последние три года учреждения расширяют подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Значительно активизировались в последние годы партнерские отношения учреждений и бизнес-сообщества.
Ежегодно за период 2007‑2009 годов становились победителями приоритетного национального проекта «Образование» профессиональные лицеи № 36 (п. Никологоры), № 35 (г. Ковров), Александровский промышленно-гуманитарный техникум, Гороховецкий государственный промышленно-гуманитарный колледж и училище № 30 (г. Владимир). Победа позволила привлечь более 120 млн рублей из федерального бюджета и около 30 млн рублей работодателей, значительно обновить и усовершенствовать учебную базу и стать привлекательными учреждениями для получения профессионального образования и для учащихся, и для работодателей.