Команда наших спортсменов приехала из Адлера с победой на российском фестивале спорта инвалидов. С такой радостной новости началось обсуждение вопроса о социальной интеграции людей с ограниченными возможностями на заседании областного координационного комитета по делам пожилых людей и инвалидов.
Ее сообщил председатель областной общественной организации инвалидов Михаил Осокин. Он же обозначил основные проблемы интеграции людей с инвалидностью в общество.Одна из главных - адаптация к самостоятельной взрослой жизни. Как правило, дети-инвалиды в семье растут в тепличных условиях. Родители стараются уберечь их от всех трудностей и бед. Но родители не вечны, и если повзрослевший инвалид остается один, то сталкивается с кучей проблем. Профессионального образования нет, значит, работы не найти, нет и умения планировать расходы. В результате часто побеждают депрессия и пьянство.
Центров реабилитации молодых инвалидов у нас мало, коммун или приемных семей нет. Потому вариантов проживания без родителей мало. Один из них - самостоятельная жизнь, второй - в доме-интернате. Однако в интернатах живут в основном пожилые люди или пациенты с какими-то психическими отклонениями.
- Необходимо создавать альтернативные формы стационарному обслуживанию молодых инвалидов в интернате, - убежден Михаил Осокин. - Возможно, для разработки будущего проекта использовать опыт АРДИ «Свет».
- Почему бы не создавать центры реабилитации молодых инвалидов при поликлиниках, как это сделано в других регионах. Хотя бы несколько точек, - с таким предложением выступила руководитель областной службы МСЭ (медико-социальной экспертизы) Зинаида Козырева. - Причем можно привлечь к оказанию помощи студентов-психологов и социальных педагогов.
Второй серьезной проблемой является доступность образования, причем на разных ступенях. Больше всего - на уровне профессионального, после окончания школы. Михаил Осокин предлагает создать программу для службы сопровождения инвалидов во время посещения образовательных учреждений.
Говорилось и о возобновлении проведения в школах «уроков доброты»: - прежде чем создавать пандусы, необходимо работать над толерантным отношением к инвалидам.
Большая серьезная работа ведется в области для развития творческих способностей молодых людей с ограниченными возможностями. Традиционны фестивали, игры КВН, конкурсы. Комитет по молодежной политике очень активно работает со слабослышащими студентами, организуя для них вместе с областной общественной организацией ВОГ день первокурсника, школу актива, студенческие интеллектуальные игры. Молодежные организации инвалидов активно участвуют в общественной жизни, выигрывают гранты, «срывают» победы на спортивных соревнованиях. На будущий год слабослышащие собираются впервые принять участие в областном фестивале «Студенческая весна».
- У них такая положительная энергетика и такое огромное желание активно жить, что неизвестно, кто кого социализирует и интегрирует! - отметила специалист областного комитета по молодежной политике Светлана Дмитриева.
Кстати, с 4 по 8 ноября во Владимире будет работать школа актива молодых инвалидов со всей страны, чтобы перенять опыт работы у ребят из нашей области.