16 октября 2010 в 00:25

Закон об образовании затрагивает интересы каждой семьи

Фото: Ирина ИГНАТОВА
 Педагоги области смогли заочно ‑ в режиме видеоконференции - поучаствовать в парламентских слушаниях на тему «О концепции проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Инициатором выступил комитет по образованию Законодательного Собрания Владимирской области.
Учтены ли интересы детей?
Реформы в сфере образования продолжаются более 100 лет по причинам общественных и экономических изменений. Изменения отражаются в законодательстве. Сейчас на очереди ‑ принятие нового важнейшего закона «Об образовании». Важнейшего потому, что он затрагивает интересы практически каждой семьи.
И опять законодатели, написавшие 480 страниц про образование, забыли о самих детях. Их интересы, увы, не учитываются! Одни и те же задачи в проекте закона поставлены для всех ступеней образования, но это неправильно. В результате для детей часто эти задачи непосильны. Они страдают от перегрузок. К тому же санитарные нормы устарели и не соответствуют современным условиям жизни ребенка. Это тоже должно быть регламентировано законом. Нормы должны быть обоснованы и апробированы.
Решать трудные задачи заставили… учителей
Впрочем, непосильны задачи образовательных нововведений и для обычных учителей. Взять хотя бы новые образовательные стандарты, которые собрались вводить в школах в обязательном порядке с 1 сентября 2011 года, а пока в порядке эксперимента их осваивают первоклассники ‑ в нашей области 22 класса.
- Готовьте программу для школьников по новым стандартам ‑ такое задание дали нам, преподавателям школ искусств, - сообщила заслуженный работник культуры, педагог школы искусств из Вязников Т.Сырова. ‑ Но разве мы методисты? Как же так: закон начнет действовать с будущего учебного года, а методическая база не подготовлена. Кто будет осуществлять эти самые новые стандарты?
- Методик действительно пока нет, - попыталась ответить на этот вопрос председатель комитета ЗС Галина Финашина. ‑ Но вносятся предложения, есть экспериментальные площадки. Дети начальной школы должны по два-три часа быть заняты дополнительным образованием во внеурочное время. Будет договорная система с музыкальными и спортивными школами. Впрочем, ваши претензии вы можете оформить в письменном виде, я передам в профильный комитет Госдумы.
Т.Сырова от имени педагогического коллектива решила обратиться в Госдуму и по вопросу отмены пенсии по выслуге лет для педагогов музыкальных и школ искусств. Министерство культуры и Минфин согласны вернуть былую льготу, однако Министерство образования ‑ против. Мотивируют это тем, что работа этих педагогов не наносит ущерба здоровью, но ведь это несправедливо. Нагрузки у них колоссальные! Они работают и индивидуально, и с хорами, с коллективами, практически безвозмездно готовят ребят к концертам и гастролям, жертвуя своим свободным временем и «эмоционально выгорая».
Ни процитировать, ни выговорить…
Сейчас текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлен министром образования и науки для общественного обсуждения и включает 20 глав.
Критика проекта идет со всех сторон. Даже в Совете Федерации отмечают, что он «сыроват». Среди замечаний - чрезмерный объем текста, множество дублирующих и отсылочных норм, несогласованность и противоречивость отдельных норм и статей, декларативность и невозможность применения на практике отдельных положений.
В детский сад ‑ с двух месяцев!
В проекте закона не прописаны механизм оценки качества образования и гарантии прав граждан, предусмотрена излишняя отчетность для учителей, которые и так, кроме работы с учениками, завалены поручениями. В начале закона делается акцент на воспитание детей, потом эта тема исчезает.
Закрепляется новая система ЕГЭ, хотя повсеместно идет критика ЕГЭ как единственно возможной формы аттестации. В новом законе не оговорен четко статус педагога, в то же время со всех трибун говорится о его повышении.
Заместитель председателя Госдумы Светлана Журова на парламентских слушаниях тоже говорила о недостатках проекта. В частности, предлагала доработать положение о частных детских садах, о поддержке малокомплектных сельских школ и школьных библиотек. Нет в законопроекте ни слова об адаптации выпускников сузов и вузов при трудоустройстве, не отрегулированы вопросы электронного образования и дистанционного обучения. Зато поставлен вопрос о введении новой нормы ‑ о принятии малышей в детские сады с двух месяцев!
НПО ликвидировать?
Немало споров вызывает исчезновение в законопроекте ступени НПО (начального профессионального образования), занимающегося подготовкой рабочих кадров уже 70 лет. На это особое внимание обратил председатель Комитета Госдумы по образованию Геннадий Балыхин. Только в 2008 году почти 2,4 тысячи детей устроены в образовательные учреждения профобразования на полное государственное обеспечение. В России почти 137 тысяч ребят, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это, в большинстве, кандидаты для учебы в проф-училищах, они нуждаются в социальной поддержке. По данным статистики, 25% российской молодежи в возрасте от 16 до 30 лет получает доходы ниже прожиточного минимума, для них НПО ‑ важный механизм повышения социального статуса.
Ликвидация НПО может привести, во-первых, к окончательной деградации системы подготовки рабочих кадров, во-вторых, к снижению статуса среднего образования, а главное, к снижению доступности как общего, так и профессионального образования для социально уязвимых групп населения.
Социальная защищенность не актуальна?
В законопроекте идет речь о развитии инклюзивного образования детей-инвалидов. Однако новый закон не регулирует вопросы финансового обеспечения детей с инвалидностью при получении ими образования. Законопроект не устанавливает размеры социальных стипендий, в том числе и в системе профессионального образования, норм по предельной плате за общежитие. Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Н.Мизулина отметила, что к серьезным социальным последствиям ‑ конфликту между детьми и родителями - может привести введение платных образовательных услуг в обычных школах. (Что уже и происходит!) Тема «ты не можешь купить и заплатить, а я могу» вызывает раздражение у многих, кто сегодня живет на доходы ниже прожиточного минимума.
Наша область уже вносила предложения в законопроект об образовании, в частности касающиеся социальных гарантий педагогов, особенно в сельской местности. Депутаты ЗС области готовы принять все поправки и замечания и сейчас ‑ с тем, чтобы отправить в Госдуму. Главное ‑ не опоздать, чтобы потом всем нам не пришлось жить по закону, который не защищает и не дает гарантии равных возможностей для получения образования.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…