В драмтеатре прошла премьера спектакля «Господин, который платит»
Что остается нам от ссоры и предательства близких, от расторгнутых отношений, разрушенной семьи? По решению суда максимальная плата за минимальное общение - алименты. Такое обидное и холодное слово. Да и возможно ли в принципе купить за деньги так необходимые чувства и теплое отношение?
Герой пьесы французского драматурга Ива Жамиака месье Амилькар решился на подобный эксперимент. Причем «алименты» он решил выплачивать сам, поощрять за любовь и дружбу с ним людей посторонних. Воплотить же подобный эксперимент в жизнь на владимирской сцене местной труппе помог приглашенный в театр молодой режиссер Искандэр Сакаев. Правда, он позволил событиям в какой-то степени идти своим чередом. За несколько дней до премьеры режиссер пообещал более счастливый финал, нежели у Ива Жамиака. Так и случилось. Но обо всем по порядку.
Сюжет постановки «Господин, который платит» отнюдь не запутан, как большинство комедий положений. Все просто и, увы, трагично. Пережив предательство близких (сам он называет себя рогоносцем), месье Амилькар (главную роль исполняет Михаил Асафов) предлагает первым встречным - актрисе, пожилому мужчине и девушке легкого поведения - сыграть в семью. За проведенное с ним время, безусловно, будет щедро заплачено. Как окажется в конце, из практически пустого кармана.
В самом предложении месье Амилькара есть доля иронии по отношению к самому себе и «подопытным». Именно поэтому первые диалоги персонажей получаются на редкость забавными и парадоксальными. В итоге от предложенной суммы никто не отказывается. Да и на генеральные репетиции вновь испеченные домочадцы загадочного господина решили не тратить времени зря. Порой они, правда, «переигрывали» некоторые моменты, скажем, когда месье Амилькар был недоволен тем, как его встретили дома. Но аплодисментов после третьего дубля долго ждать не приходилось.
В скором времени, что довольно предсказуемо, герои действа сами перестали понимать, где занавес поднят, а где он уже давно опустился. Грань между настоящими эмоциями и выдуманными по воле случая начинает постепенно стираться. Любящие домочадцы - «купленные» жена и дочь - начинают действительно питать нежные и искренние чувства к господину, который платит. Из месье Амилькара он превращается в дорогого и милого Александра. Вот только тут неожиданно «соскакивает» сам наемщик. Кажется, он еле выдерживает такие перемены сюжета. И невольно начинает играть хуже всех. Он не в состоянии дать этим людям взамен то, что они требуют, - настоящие чувства. Он злится, что все выходит за грани контракта. И, пожалуй, лишь откровение его «названого» друга Машу (бенефициант Александр Чубченко) приоткрывает завесу. Тот говорит месье Амилькару о выходе из игры, поскольку все это уже перестало соответствовать пусть и условному, но все же сценарию.
Говорят же, не суй взнос не в свое дело... Месье Амилькар впоследствии жалеет. Когда его покидает глубокий в суждениях и необыкновенно одаренный человек Машу, и даже раньше - в тот момент, когда в доме неожиданно появляется теща. Впрочем, во всех перипетиях смешного, откровенно говоря, чуть. Это трагедия одинокого безумца. Он подносит к виску пистолет, когда рядом появляется его жена. Таким образом, ружье не выстрелило у Искандэра Сакаева, тогда как Ив Жамиак простился со своим героем в финале пьесы навсегда.
Судить о том, какой финал правдоподобнее, сложно. Конечно, зрителю по душе счастливый конец. Возможен ли он в реальной жизни? Шекспир говорил, что «весь мир театр, а люди в нем актеры». Выходит, экспериментаторы, подобные господину Амилькару, есть и среди нас... Нужно только денег накопить и сюжет как следует продумать.
Впрочем, не только чем-то шекспировским веяло в день премьеры со сцены. Кто смотрел кинофильм Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть», тоже смог уловить тот дух предновогодней встречи двух одиноких сердец, история которых началась с неправды, с одолжения для больной мамы героини. Ассоциации с этой картиной возникают невольно. Да, по большому счету вспоминаются и народные мудрости, поговорки. А значит, постановку «Господин, который платит» вполне можно назвать классической. Не устареет, это факт.
Что касается актеров, то более всего хочется отметить Александра Чубченко, который сыграл господина Машу, названого друга. И вовсе не потому, что он бенефициант. Его герой, как мне думается, как раз определял ту грань, где занавес поднят, а где опущен. Именно у него и не получалось дольше всех сыграть в дружбу с месье Амилькаром. Он первым простился, поняв, что играть в чувства невозможно. Машу был каждую минуту настоящим и живым, чутким и тонко чувствующим. Иногда мог казаться равнодушным, но его взгляд, позы и жесты выдавали в нем переживания сложившейся ситуации. Он ведь тоже был безумно одинок, поэтому лучше других понимал месье Амилькара. Скорее всего, именно Машу был ближе всех и автору пьесы, и режиссеру постановки. Его немногословие подкупало. Прочитав аннотацию, я несколько иначе представляла себе господина Машу. Однако образ, созданный Александром Чубченко, мне необыкновенно запомнился. И даже некоторое заметное волнение опытного актера в день его бенефиса сыграло только на руку персонажу - господину Машу. Прислушайтесь к этому герою, присмотритесь. Через несколько лет таких людей можно будет встретить еще реже...