3 декабря 2010 в 02:26

Чтобы память не была однобокой

«Владимирские ведомости» начинают цикл статей о краеведении На этой неделе мэрия Владимира официально дала старт XII ежегодному конкурсу «Знай и люби родной Владимир». Мне же, признаюсь, пока не удается «отойти» от предыдущего, XI конкурса, итоги которого недавно были подведены.  
Вот, например, что говорят призеры и победители (!) конкурса:
«В этом поселке «Молодежный», когда молодежь жила ‑ они, в принципе, мало работали, им не платили зарплату, из-за этого царила атмосфера пьянства, хулиганства, разбоев, карточная игра процветала...». («Шестой канал» Владимир).
Вдумайтесь - это говорят сегодняшние старшеклассники о своих практически сверстниках, которые в холодные и голодные военные и послевоенные годы строили тракторный завод, заводской поселок, работали на заводе! Ведь кто-то вбивает такие мысли в головы детей. Осознанно или от недалекого ума - попытаемся разобраться.
Можно себе представить, чего понаписали о том же поселке Молодежном другие участники конкурса, те, кому не досталась победа.
Откуда наши школьники и студенты черпают такие «сведения»? Почему краеведческое общество не только не пресекает, но и всячески поощряет попытки искажения истории родного города?
На эти вопросы нам очень хочется найти ответ. Редакция начинает проект под названием «Чтобы память не была однобокой». Наша задача будет не столько в выявлении тех, кто умышленно или по заблуждению искажает историю нашего края, сколько в обнажении проблем города, которые из-за таких «краеневедов» возникают. Проблем самого разного плана - топонимики, градостроительства, экологии и прочих-прочих...
Отчего директору музея стало плохо
С гендиректором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланой Мельниковой мы встретились около месяца назад. Она внимательно изучала эскиз мемориальной доски знаменитым Мальцовым - основателям ремесленого училища (нынешнего авиамеханического колледжа). Эту доску планировалось повесить на фасад колледжа к 125-летнему юбилею.
Светлана Евгеньевна исправила ошибки в памятных датах, перечеркнула текст мемориала, а вскоре зачеркнула и обе фотографии Мальцовых, лица на которых почему-то смотрели в разные стороны.
- Только что вернулась с городской мемориальной комиссии, которую проводит вице-мэр Владимир Немков, - пояснила Светлана Мельникова. - Вы знаете, прямо на заседании мне стало немножко плохо. Я впервые присутствую на этой комиссии, но у меня сложилось впечатление, что в городе нет службы, которая следила бы за соответствием того, с какой целью устанавливается памятник, мемориальная доска. Представьте черную гранитную доску - такие надгробия устанавливаются только на кладбище.
Как выяснилось, администрация города на установку нормальной мемориальной доски не выделила ни копейки. Колледж изготовил доску своими силами, хотя обычно столь ответственную работу поручают профессиональным художникам. Над эскизом корпели неравнодушные студенты, увлекающиеся краеведением. А вот откуда они наляпали в трех предложениях грубых ошибок?
- Книги, - отвечает на этот вопрос Светлана Мельникова и поясняет, что в последнее время некоторая литература о краеведении вызывает массу вопросов - ляп на ляпе. Огромное количество неточностей, противоречий, неаргументированных измышлений сбивает с толку даже тех, кого считают знатоками Владимирского края.
Реклама от главного краеведа города
Со страниц областной газеты «Призыв» улыбается читателям председатель Владимирского городского краеведческого общества Михаил Пленкин. Улыбается и держит в руках красиво оформленную книгу В.Г.Глушковой «Земля владимирская», вышедшую в 2010 году в серии «Исторический путеводитель». Своего рода реклама - читайте, участвуйте в наших конкурсах, получайте призы.
Прочитал я эту книгу - худшее, что когда-либо издавалось о нашем крае. Это тихий ужас. Шокирует и то, что автором книги является… доктор географических наук, профессор, академик Академии социальных наук России, член-корреспондент и генеральный ученый секретарь Международной академии наук Евразии, и т.д. и т.п.
С другой стороны, стоит ли удивляться, если принять во внимание, что свои «знания» о Владимирской земле (и о других землях) этот маститый ученый, не особо задумываясь, черпает из ранее изданной «краеведческой» литературы и свои книги буквально штампует. В 2010 году кроме «Земли владимирской» она издала «Землю ярославскую», в прошлом году ‑ «Псковскую землю» и «Новгородскую землю», в 2008 году ‑ «Москву от центра до окраин»...
Про то, как доктор географических наук по городам и весям плавала
Итак, по мнению автора-географа, «рядом с селом Ундол находится город Лакинск, который переименован недавно в Суворов, где в современный период была построена текстильная фабрика». Даже не знаю, стоит ли говорить кому-то из владимирцев, что село Ундол входит в черту города Лакинска, который не переименован в Суворов, а «Лакинская мануфактура» построена не в «современный период», а в 1889 году?
«В окрестностях селений Городок, Костерево, Липка, Ундол находится село Андреевское», - считает автор. Хороший ориентир: Костерево (кстати, город) находится в одной стороне, Ундол (часть Лакинска) ‑ в другой, село возле Костерево называется не Липка, а Липна, а Городок вообще не найти на карте (сегодня это одна из улиц деревни Пекша).
«В 40 км к юго-востоку от Владимира на Мещерской низменности на берегу р. Судогды (приток р. Клязьмы) находится город Судогда. Расположен он в 6 км от г. Коврова ‑ ближайшего от него города, где проходит железная дорога». Этот перл оставляем без комментариев.
«Город Вязники находится в живописной местности во Владимирском ополье». Среди Владимирского Ополья расположены наши города Суздаль и Юрьев-Польский, а Вязники ‑ аж в противоположном конце области, более чем в 100 км от Ополья.
Вот это особенно шокирует, потому что повторяется в книге не один раз, а ранее нигде в литературе не встречалось: «Владимирское ополье ‑ это уникальный черноземный участок земли размером 210 кв. км ‑ 30 х 7 км, образованный в результате выжигания славянскими племенами непроходимых лесов». Не будем останавливаться на генезисе Ополья и его «черноземов», отметим лишь, что оно включает в себя большую часть Суздальского и Юрьев-Польского районов, часть Собинского, Кольчугинского и Александровского районов и, кроме того, заходит в Переславль-Залесский район Ярославской области и Гаврилов-Посадский район Ивановской области. Только во Владимирской области площадь «черноземов», то есть серых лесных почв, составляет более 4000 кв. км. Так что с размерами «уникального черноземного участка» автор ошиблась более чем в 20 раз!
По всему тексту деревни именуются селами, села - деревнями (вплоть до того, что город Покров ‑ село, село Андреевское ‑ город), село Спас-Купалищи, оказывается, расположено «в окрестностях Коврова», поселок Мстера ‑ «к северу от Коврова» (в действительности строго к востоку), город Карабаново назван Кабаново, основанный Юрием Долгоруким город Кснятин, расположенный в устье Большой Нерли (сегодня там станция Кснятинская), согласно автору - Кенягин (не найдя его на карте, Глушкова предположила, что так раньше называлась Тверь).
Исторические ляпы
Можно заранее представить, каковы познания автора путеводителя в истории края, если она, доктор географических наук (!), абсолютно не знакома с его географией.
Ошибок - сотни! Выберем-ка что-нибудь наиболее показательное.
Известно, что Владимир Красное Солнышко умер в 1015 году, а имя «Суздаль» впервые встречается в летописи в 1024 году, поэтому связать деяния князя Владимира с Суздалем, пользуясь какими бы то ни было источниками, никак нельзя. Однако В.Г.Глушкова считает, что «на месте Рождественского собора в Суздале первоначально по приказу киевского князя Владимира Красное Солнышко возвели из дуба храм в честь Успения Богородицы. В 1096 году во время феодальной войны все деревянные постройки в кремле сгорели. Князь Владимир Мономах вместо деревянного храма построил большой каменный Успенский собор; но из-за строительных просчетов в середине XII в. он рухнул...». В действительности ничего подобного в Суздале не происходило.
С князем Владимиром у Веры Глушковой вышли и другие неувязки. Так, например, точная дата рождения князя канула в Лету. Однако автор утверждает, что он родился в 963 году и крестился в 25 лет.
Но в таком случае получается, что город Владимир он основал в 27 лет. Выходит, если исходить из других общепринятых дат, с которыми согласна и автор, Владимир отбил у своего брата невесту Рогнеду, когда ему было всего 11 лет, а восьмой сын Владимира (и третий от брака с Рогнедой) Ярослав (в будущем Мудрый) родился, когда Красному Солнышку было… 15 лет, но автора это ничуть не смущает.
Про относительно недавние времена можно прочитать: «Владимирская земля, особенно юго-восточная часть (это район Мурома. ‑ Авт.) тесно связана с жизнью и творчеством И.И.Левитана». Между тем Исаак Левитан «жил и творил» в противоположной ‑ западной части области (в районе Сушнево и Пекши); «М.М.Сперанский учился в Суздале в духовной семинарии, где сформировались главные черты его характера» (М.М.Сперанский учился во Владимире).
Во Владимире Глушкова путается с названиями, фактами и датами: собор у нее «Дмитровский», «в начале XX века во Владимире был свечной завод и небольшая текстильная фабрика» (в действительности ‑ 28 предприятий (4 свечных завода, 10 кирпичных, 2 кожевенных и т.д.), «мальцовское ремесленное училище построено в 1886 году… первая электростанция ‑ в 1909… Герцен жил во Владимире в 1838-1839 гг…» (соответственно же ‑ в 1885-м, 1885-м, 1838-1840-м и т.д.).
Коротко и емко - о знаменитых людях
В книге к месту и не к месту рассказывается или упоминается о многих людях, так или иначе связанных с нашим краем, но при этом с определенными уклонами. Почитайте внимательно, как характеризует Глушкова некоторых исторических деятелей, и попытайтесь понять, почему нынешние участники конкурса «Знай и люби родной Владимир» с такой легкостью приписывают порочные характеристики предшественникам.
Владимир Красное Солнышко ‑ «Для него была характерна, как теперь говорят, половая распущенность, пока он не принял православие».
Юрий Долгорукий ‑ «Всю взрослую жизнь был любвеобильным человеком… при этом был небольшого роста, толстый, плешивый».
Петр I ‑ «Он был склонен к распутной жизни, разврату, пьянству, любил табакокурение».
Р.И.Воронцов ‑ «был известен своими не слишком высокими нравственными правилами».
К.Д.Бальмонт ‑ «любил красивых женщин, но не был способен на верность… его увлечения следовали одно за другим… бытовые неурядицы усиливали истеричные черты его характера, вызывали нервное расстройство, привели к попытке самоубийства…».
И.И.Левитан ‑ «был необыкновенно влюбчив… в 35 лет он совсем запутался в своих амурных делах, в период приступа меланхолии даже пытался совершить самоубийство».
А.Н.Радищев ‑ «с его истощенной нервной системой решился на самоубийство (страшный грех по православным правилам, самоубийц священники не отпевают)».
А.В.Суворов ‑ «…он не смотрел на себя в зеркало (вероятно, потому, что был далеко не красавец)… в личной жизни оказался подозрительным, излишне злопамятным… так и не познавшим сполна счастья любви… Пара была необычна. Муж ‑ маленького росточка, морщинистый, с редкими волосами и неправильным носом, жена ‑ молодая, статная, полная, румяная красавица… Суворов не верил жене, не верил в ее порядочность, обвинял в изменах и чуть ли не первым разносил эти небылицы».
А.И.Герцен - «не смог создать достойные условия для своей семьи… берег себя для обмозгования глобальных вопросов».
Проглядывается что-то болезненное у автора от всех этих необязательных приписок к характеристикам известных людей, во всяком случае, лишнее для исторического путеводителя по Владимирской земле.
Человеку, хорошо знакомому с литературой о Владимирском крае, понятно, откуда Вера Георгиевна Глушкова набрала всего этого «краеНЕведческого» мусора, а где и сама является «первоисточником» для владимирцев.
Кстати, рассказывая о Суздале, она пишет: «О Суздале написано много книг…» - и упоминает, например, С.О.Ермакову, ту, которая с легкостью пишет о чем угодно: «Как понять, что ты ему нравишься. Тесты для девочек», «Болезни желудка», «Исцеляющие молитвы к православным святым», «Шутки, приколы, тесты и поздравления», «Россия» (в 2-х томах)… Среди ее многочисленных книг и брошюр случайно появилась и книжонка «Владимир и Суздаль». Зато ей неизвестны такие авторы книг о Суздале, как А.И.Аксенова, Н.Н.Воронин, Т.И.Лапшина, А.И.Скворцов…
Вот такое вот «произведение» распространяется многотысячным тиражом по нашему краю и далеко за его пределами. Красивая обложка и солидный издатель заставляют покупать эту книгу читателей. Они и не подозревают о сумятице в голове, которая неминуема после ее прочтения.
При учете, что подобных книг об истории нашего края (правда, с меньшим количеством ляпов в пересчете на одну страницу) десятки, понятно, откуда у участников конкурса «Знай и люби родной Владимир» возникают вышеназванные мысли и образы, например, о жизни молодежи в тылу во время войны. Краеведческое же общество, которое обязано ограждать от прочтения подобных книг, напротив, рекламирует их.
В следующую пятницу мы продолжим наш цикл статей в рамках проекта - «Чтобы память не была однобокой».


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…