В такие практические дела выливается работа с одаренными детьми Во Владимире на базе института повышения квалификации работников образования в течение двух дней проходил всероссийский Форум педагогов и школьников, посвященный развитию исследовательской деятельности. Всего участие в нем приняли около 150 человек, в том числе ученые из Москвы, Саратова и Ярославля.
На форуме шла речь о работе с одаренными детьми. Подготовка исследователей - это более высокий уровень организации обучения и познания мира по сравнению с обычными уроками. Именно исследовательская работа позволяет прийти к первым обобщениям и выводам, оторваться от стандартов и выйти из привычных рамок школьных предметов. Кроме того, на развитие такой формы работы нацеливают инициативы «Новой школы». Но вот готовы ли сегодня заниматься исследованиями и творить педагоги и дети? Ответ на этот вопрос можно было получить, понаблюдав за происходившим во время форума…«Мозговые штурмы» учителей
Обычные кабинеты и аудитории ВИПКРО превратились в студии и мастерские, коридоры и холлы ‑ в репетиционные и дискуссионные залы.
У педагогов ‑ «мозговой штурм». Разделившись на группы, они обсуждали проблемы, связанные с организацией исследовательской работы в школах и учреждениях дополнительного образования.
Выяснилось, что многие учителя занимались с одаренными ребятами самостоятельно, без всяких рекомендаций, и потому были удивлены тому, что их пригласили на форум, рассказали об общероссийском объединении творческих педагогов «Исследователь» и дали возможность высказать «накипевшее».
- Для того чтобы вовлечь в исследовательскую работу детей, исследователем-экспериментатором и координатором должен быть сам учитель. Ведь нужно выбирать темы, проектировать траектории развития воспитанников. Нас в институтах такому никто не обучал, - начали говорить педагоги естественно-научного цикла. ‑ Кроме того, на эту работу из-за загруженности не хватает времени, нет необходимой материальной базы.
- У педагогов нет мотивации заниматься исследованиями, слабо скоординировано школьное управление, недостаточно программ исследовательского типа, отсутствует материальное поощрение, - обозначили основные проблемы учителя гуманитарного цикла. ‑ Беспокоит и однотипность творческих конкурсов: господствует лишь одна форма ‑ сочинение. Не нравится ситуация с затянутым подведением итогов конкурсов, которые проводятся в сети, от этого пропадает интерес и у детей, и у педагогов.
В меньшинстве пока остаются учителя-исследователи, работающие в начальной школе. В силу возрастных особенностей дети младших классов не могут самостоятельно оформить результаты своей работы. Потому на плечи педагога ложатся и организация, и оформление, а специальных методических разработок по этим вопросам не хватает.
Малокомплектные сельские школы
Директора школ в числе других проблем обсудили ситуацию с малокомплектными сельскими школами. Как их сохранять и как ими управлять в современных условиях? Об опыте работы с сельскими школами рассказал ведущий научный сотрудник Института социальной педагогики РАО профессор Алексей Алексеев:
- В Ярославской области организовано взаимодействие с главами сельских поселений. Как правило, в каждом поселении по 3-4 школы, в том числе и малокомплектные. Безусловно, они нуждаются в помощи, ведь им заниматься исследовательской деятельностью труднее. Закрывать маленькие школы или нет? Здесь нужен индивидуальный подход. Нельзя закрывать начальные, потому что после этого молодые родители сразу же уезжают из сел и деревень.
Профессор рассказал о том, что в Ярославской области при сельских школах создаются кооперативы и научные общества по внедрению новых агротехнических технологий, к примеру, по выращиванию рассады, семенного картофеля. Параллельно ребята занимаются биологией, ставят опыты, ведут научно-исследовательскую работу. Они сажают цветники, получают награды за оформление пришкольного участка, ведут работы по благоустройству территорий. Кстати, как выяснилось, в экологическом проекте «Школа. Село. Ассоциация крестьянских хозяйств» с недавнего времени принимают участие ряд школ Муромского и Меленковского районов Владимирской области. К примеру, Бутылицкая и Булатниковская. Так что проект стал межобластным.
- Горизонты сетевого взаимодействия перспективны, - заверил А.Алексеев. - Сельским школам нужны внимание и поддержка, чтобы они копили опыт, использовали новшества и сами росли.
Ноу-хау школьников
На форум пригласили председателей 53 школьных научных обществ (НОУ) со всей области. Общение их было творческим и эмоциональным. Каждый рассказал об опыте своей работы. При этом нужно было выставлять рейтинговые оценки своим коллегам.
Алена Чернова возглавляет НОУ «Вертикаль» Дома детского творчества г. Карабаново, в состав которого входят 57 старшеклассников. У научного общества есть даже свой гимн. Направления различны - журналистика, вокальное искусство, рисование, школа этикета.
- В исследовательской работе главное - позиция, творческий подход, а в результате повышается престиж получения научных знаний, - считает Алена.
Ребята НОУ «Логос» владимирской школы № 7 работают по двум направлениям. Изучают истоки парламентаризма в нашей области и собирают информацию о выдающихся выпускниках родной школы. Исследования о владимирских депутатах I Госдумы Федоре Кокошникове и Михаиле Коммиссарове в этом году были оценены на Всероссийской научной конференции по краеведению дипломом первой степени.
В НОУ «Искатель» петушинской школы № 2 старшеклассники увлекаются реальными проектами. Так, Валя Власова доказала взрослым, что шуховская водонапорная башня, которую хотели снести при строительстве участка дороги для высокоскоростного «Сапсана», - памятник архитектурного наследия. В результате башню не тронули, сохранили. Володя Романчук сконструировал робота, помогающего заменить детям-инвалидам руки. С помощью него можно, к примеру, позвонить или написать письмо. Вику Баканову после экологических исследований неожиданно пригласил после окончания школы на работу Петушинский завод силикатного кирпича.