Как выживать в современных условиях маленьким сельским школам? Есть ли у них перспективы и будущее? Как повысить уровень образования на селе? Эти и другие вопросы обсуждали учителя, работающие в малочисленных школах, на научно-практической конференции, прошедшей во Владимире. В диалоге принимали участие педагоги, приехавшие из Ярославской, Костромской и Ивановской областей.
Закрывать
или сохранять?
Доля сельских школ в нашей области сегодня высока ‑ почти 60 процентов от всех существующих. Потому тема обеспечения в них доступности качественного образования актуальна. Ее затронул в недавнем Послании Федеральному Собранию РФ Президент Дмитрий Медведев. Поставлены основные задачи: создавать проекты развития для каждой конкретной школы с участием родителей, учеников и выпускников; завершить формирование системы поиска и подготовки талантливых детей, чтобы возможность развития была у них уже с раннего возраста, независимо от места проживания.
Число непривлекательных малокомплектных школ решено сокращать, однако начальное звено ‑ сохранять.
В нашей области из-за сложной демографической ситуации, впрочем, как и по всей России, проводится реструктуризация. Экономически невыгодно содержать школы, в которых учатся по 10-20 детей. В 2008-2009 году работала 291 сельская школа, к началу этого учебного года их осталось 236. В 2010 году закрыли еще десять ‑ восемь начальных, одну основную и одну среднюю, 24 школы реорганизованы. Из тех, что остались, 102 школы (43%) не просто малокомплектные, а малочисленные. То есть количество учеников - до 40 человек (в основных школах) и до 100 человек (в средних). Это значит, в каждом классе учится от 4 до 9 учеников.
В результате число сельских школ, имеющих все виды благоустройства, выросло до 85%. Доля учреждений, требующих капремонта, сократилась с 10% до 3,8%. Получается, закрыты в основном школы, в которых условия для обучения недотягивали до современных требований - с протекающими крышами, туалетами на улице и устаревшими системами отопления.
За знаниями ‑ на автобусе или… пешком
Сегодня практически во всех муниципальных образованиях организован подвоз детей к месту учебы. Заключаются договоры с автопредприятиями, создаются свои собственные автохозяйства. Лучше всего в этом направлении отлажена ситуация в Юрьев-Польском, Селивановском, Ковровском и Меленковском районах. Хуже ‑ в Александровском и Судогодском. В Петушинском районе школьных автобусов нет вообще, дети добираются различными видами транспорта самостоятельно.
В этом году для школ приобретены 19 новых автобусов, однако чтобы решить существующие проблемы, нужно регулярное пополнение автопарка. Есть территории, где автобусы выезжают в шесть утра, чтобы собрать всех школьников. А 22 учащихся, как в старые времена, вынуждены добираться до школы на перекладных или пешком.
Школы ‑ центры культуры
Оставшиеся малокомплектные школы являются социокультурными центрами для всех жителей и оставляют хоть какую-то надежду на возрождение села.
Они выполняют сейчас универсальную функцию: на их базе открываются филиалы музыкальных школ, спортивные клубы, психологические центры и центры коррекции речи, где прием ведут квалифицированные психологи и логопеды.
По словам начальника отдела департамента образования области Любови Пимкиной, сегодня 91% сельских школ подключены к Интернету, 87% - имеют адрес электронной почты, около 25% - электронную библиотеку. Практически все (95%) работают в одну смену. Залы для занятий физкультурой оборудованы в 83,5% учреждений. А вот число подсобных хозяйств и тракторов, к сожалению, уменьшилось.
Уровень образования
Уровень образования в сельских школах невысок по сравнению с городскими. К примеру, на ЕГЭ по математике в этом году выпускники получили результаты в среднем на 2,2 балла ниже, а по русскому языку ‑ ниже на 3 балла.
Учителям деревенских школ приходится сегодня экспериментировать: для обучения усаживать в один класс детей разного возраста. Такая практика есть уже в пяти районах области. Причем опыт наработан не только по начальной школе, но и по среднему звену. Руководит экспериментом научная лаборатория ВИПКРО (Владимирского института повышения квалификации работников образования) «Сельская школа», возглавляет которую Антонина Хлопченкова. Опытно-экспериментальная площадка действует в Юрьев-Польском районе. Специальные технологические карты для занятий с разновозрастными классами разработала учитель литературы и русского языка Новобусинской школы Кольчугинского района Татьяна Никифорова. Карты-новинки уже эффективно стали использовать ее коллеги. Творческая группа педагогов работает в Синюковской школе Ковровского района. Они используют в учебном процессе сменные виды деятельности, накопительную форму оценок, проведение единых тематических дней. Коллектив Талызинской основной школы Муромского района разработал систему контроля знаний и набор элективных курсов для профориентационной работы.
«Не знаем, какие у нас перспективы…»
Вот что рассказали сами директора и учителя, работающие в сельских школах.
Учитель физкультуры сельской малокомплектной основной школы п. Литвиновский Кольчугинского района Наталья Карнаухова со стажем работы более 20 лет:
- Живем, как на вулкане, боимся, что нас закроют. Обслуживаем социально-реабилитационный центр. К нам возят учиться ребятишек, воспитанников центра, оставшихся без попечения родителей. Потому у нас контингент учеников непостоянен. В школе всего от 25 до 35 детей. Материальной базы недостаточно. Спортивного зала нет, занимаемся физкультурой в рекреации. В основном учатся дети из малообеспеченных семей, так что им не на что купить лыжи и лыжные ботинки. Первоклашек в прошлом году было девять, в этом ‑ один. Перспектив нет. Никакого производства нет, жители ездят на работу в Кольчугино. Приехала, чтобы поделиться наработанным опытом занятий с детьми разного возраста.
Раиса Качалова, директор Неклюдовской школы Гусь-Хрустального района:
- В школе уже 20 лет. Когда в 1990 году пришла работать, было 90 учеников. Сегодня ‑ 29. Маленькие классы ‑ экономически не эффективны, пришлось перестраиваться. У нас сейчас в объединенных классах-комплектах учится по 5-8 человек. Пока нашу школу не закрывают, но в районе реструктуризация идет полным ходом. Объединяют большие с маленькими, средние школы переводят в основные, основные в начальные. Пока не знаем, какие у нашей и у соседней Золотковской школы перспективы... Раньше в деревне Неклюдово был крепкий колхоз ‑ люди работали и были уверены в завтрашнем дне, и рождаемость была хорошей. Сейчас колхоз растащили, скотину съели. Детишек рождается мало ‑ по 4-5 человек в год…
Наталья Куркова, директор Октябрьской школы Комсомольского района Ивановской области:
- Мы приехали обсудить проблемы малокомплектных школ. Посмотреть, как мы выглядим на фоне соседнего региона, увидеть перспективы и поделиться опытом. У нас в школе 75 человек, но перспектив нет, маленьких детей мало, молодежь уезжает на заработки в город. Идею совместного обучения детей разного возраста поддерживаем. Это полезно в плане расширения круга общения, приобщения к самостоятельности. У нас в школе организовано, по сути, индивидуальное обучение. Высок ли уровень образования? Практически 70% выпускников поступают в вузы. Были в прошлом году в Малыгинской школе Ковровского района. Очень понравилось единство и энтузиазм коллектива, то, что много учителей-мужчин, а также внимание главы района к проблемам сельских школ. Перспективы для малокомплектных школ открывает дистанционное обучение. Мы сейчас сами осваиваем компьютерные технологии, учимся на очных дистанционных курсах по обучению детей с ограниченными возможностями.