17 декабря 2010 в 02:25

Генплан Владимира ‑ шедевр краеНЕведения

«ВВ» не один раз писали о генеральном плане города Владимира, который многие архитекторы образно, но не без основания называли «худшим в мире генеральным планом» «Генеральный план является, прежде всего, правовым градорегулирующим документом для принятия управленческих решений по развитию поселения как в сфере градостроительства, так и в области земельных, имущественных, природоохранных отношений и др. сфер деятельности… Это и программа действий… для вовлечения в управление территории общественности, прессы» - так начинается пояснительная записка о целях и задачах генплана Владимира.  
Цели и задачи генплана крупного города и небольшого сельского поселения во многом схожи, поэтому наши проектировщики тупо переписали их из материалов… сельского поселения! И оказалось, что главными проблемами города Владимира являются: «значительный процент сельской безработицы… низкая эффективность сельхозпроизводства… миграция населения в районный центр…»!
И это было только начало!
Стоит ли после этого удивляться управленческим решениям городской администрации в вышеупомянутых «сферах деятельности»: по семь-восемь лет пустуют огороженные заборами земельные участки на самых выгодных для застройки территориях, арендаторы земельных участков получают незаконные преференции, застраиваются территории парков, скверов, спортивных площадок, идет наступление на городскую историческую среду, застраиваются последние площадки в микрорайонах, когда-то зарезервированные под детские дошкольные учреждения, и т.д. и т.п.
Но есть и другая сторона медали: генеральный план любого города - это кладезь краеведческих материалов, настоящая городская энциклопедия! Ведь он включает в себя сведения об истории города, подробное описание городской природы, данные о памятниках архитектуры, мемориалах и памятных местах, об экономике, о туристических объектах и объектах культуры, о действующих храмах и монастырях… Полная картина о прошлом и настоящем города, да к тому же и четкое видение будущего. Вот она ‑ основа для «вовлечения в управление территории общественности, прессы».
Но это не относится к «худшему в мире генеральному плану». Его материалы являются до такой степени шедевром крае­НЕведения, что усилия ряда городских чиновников направлены не на «вовлечение общественности и прессы в управление территории», а на противодействие критике управленческих решений администрации со стороны общественности и прессы.
В соответствии с постановлением главы города с этой целью было создано даже «придворное» краеведческое общество.
Итак, о генплане как шедевре краеНЕведения.

Слышали звон,
да не знают, где он
«Согласно летописным данным основание Владимира относится к 1108 году, когда Ростово-Суздальский князь Владимир Мономах на месте поселка зем­ле­дель­цев и ремесленников заложил новый город, которому дал свое имя» - так начинается «историческая справка» генплана.
Странно, почему изложена прежняя версия основания города, да и та с ошибками ‑ в первом же предложении пять (!) исторических неточностей. Мы остановимся на них в отдельной публикации о дате основания города.
«Предшествующее городу поселение, до получения официального названия Владимир, по всей вероятности, называлось «Залешский». Кого-то из городских краеведов вдруг осенило - наверное, город назывался «Залешский». Такое случается.
«В период с 1157 по 1238 г. город вырос почти в три раза».
К сему в генплане приложена карта «г. Владимир XII-XIII веков (второй период)», на которой на самом деле показан город... начала XIX века, когда он действительно вырос в три раза по сравнению с городом Андрея Боголюбского.
«Памятное место в окрестностях Владимира находится в Лакинске ‑ место рождения А.В.Суворова («Суворовская роща»)!!!
«После войны Казанская церковь была снесена, на ее месте был устроен военный полигон, затем кинотеатр и танцплощадка»!!!
Эти и подобные им бредовые домыслы мы оставляем без комментариев.

Сам черт
ногу сломит

В обосновании генплана есть разделы «Рельеф» и «Овраги и оползни».
В первом списано откуда-то о рельефе Владимирской области. Про Владимир же сказано, что «территория округа расположена в пределах флекcурного отложения западного крыла пологой антиклинали» и что «город включает систему трех округов: Владимирского, Добросельского и Боголюбовского… Владимирский центр расположен на возвышенности и соответствует центру города, Добросельский и Боголюбовский центры лежат в Клязьминской зоне на низком гипсометрическом уровне».
Какие «центры» «соответствуют» другим частям города, на чем они «расположены» и где «лежат», слава богу не указано.
По тексту часто встречается: «Исторический город на трех холмах» (о каком только количестве «холмов» не указывают краеНЕведы в разных источниках).
Или такое: «На территории ковша и его склоне…» (речь идет о территории, на которой расположен стадион «Торпедо»). В действительности же «ковш» в прежние века назывался «Лоханью» (Гончары в Лохани), на что справедливо указывают лишь некоторые краеведы. Подавляющее же большинство считают «Лохань» Чертопольем, тогда как так называется овраг за филармонией, тянущийся вдоль Быковского проезда к Сосенкам.
В разделе «Овраги и оползни» генерального плана речь и вовсе идет об оврагах европейской части России со ссылками на... Балашов, Чебоксары, Елабугу, Брянск.
С названиями же владимирских оврагов, встречающихся в других частях текстов, сам черт ногу сломит.
Чертополью дали название «Сосенский овраг». Крупнейшие овраги в бассейне Лыбеди назвали «Чертополевский, Купеческий и два Стрелецких», «угадав» лишь со Стрелецким оврагом и «переименовав» овраги Воронов, Солдатский, Мальцов.
Или вот такой ляп: «предусматривается формирование связи улиц Новогалейская ‑ Старогончарная ‑ Красная гора для связи Птичьего оврага с исторической заповедной зоной».
На самом деле Птичий овраг находится за поселком Вышка в лесном парке «Дружба». И о какой его связи с «исторической заповедной зоной» может идти речь?

Про «купальные пруды»
и речку «Кузянку»

Читатели «ВВ» подивились на «судоходство по Лыбеди» и «пруд ‑ испаритель излишков подземных вод у «Буревестника», о которых упоминалось в предыдущей публикации.
«Профессионалы» из городской администрации ничуть не уступают краеНЕведам-любителям.
«Копаные пруды на улице Дурова» (непонятно, о чем идет речь, потому что во Владимире нет такой улицы).
«4 купальных пруда на территории ВлГУ» (о прудах на месте глиняных карьеров бывшего кирпичного завода). Они настолько грязные, что в них даже очень пьяные не купаются.
Ручей Кузяка упоминается много раз: «ручей Кузянка», «долина Кузянки», «овраг Кузянка», «парковая зона вдоль Кузянки». В действительности же долина Кузяки расположена между двумя промзонами. Этот небольшой ручей, как и Лыбедь с Почайной, будет взят в коллектор и по долине пройдет давным-давно запроектированная магистраль, которая свяжет ул. Комиссарова с ул. Гастелло.
Вершина «гидрографического абсурда» ‑ «внутренние озера реки Почайны» и отсюда проектирование «зоны отдыха на реке Почайне».
Как зовут тебя, улица?
Топонимика ‑ важная часть городской истории и современной городской жизни. В администрации города создана специальная топонимическая комиссия, которая занимается вопросами наименования и переименования улиц и других топонимических объектов.
Было время, когда в работе этой комиссии принимали активное участие и краеведы. Благодаря им новые улицы получали обоснованные и осмысленные названия (Толмачевская, Стрелецкий мыс, Луневский вал, Полянка и т.д.). Сегодня «придворные» краеведы лишь поддакивают чиновникам из городской администрации. И появляются на карте города целые «кисельно-компотные» районы с «клюквенными, брусничными, черничными, земляничными и прочими улицами».
- Как правильно сказать ‑ «улица Осьмова» или «улица Осьмого», - не один раз с иронией обращались журналисты к городским чиновникам, потому что на домах этой улицы размещено два варианта указателей.
«Улица Осьминова» - читаем мы в материалах генплана!
Огромное количество неточностей в названиях улиц подтверждает чудовищное незнание города заказчиками и разработчиками генплана: «Гончарная» (вместо Старо-Гончарной), «Новогалейская» (вместо Николо-Галейской), «Минина и Пожарского», «Минина Пожарского» (аналогично привычному названию памятника в Москве считают названием одной улицы), «Пятницкая» (такой улицы нет), «Нижегородская» (вместо Большой Нижегородской), «Соколово-Соколенко», «В. Дуброво», «Верхняя Дубравка»…
Вершина топоНЕведения: «улица Ленина на территории бывших военных» (видимо, слобод).
Аналогичная картина с названиями населенных пунктов, упомянутых в генплане: поселок Содышка и села Красное и Доброе названы деревнями; поселок Лесной ‑ «поселением Лесное»; искажены (в том числе до неузнаваемости) названия сел, деревень и урочищ: «Баглатьево», «Богословка», «Борисовое», «Омеки», «Немково», «Переведенево».

Апломб невежд
«Владимир ‑ один из самых зеленых городов Европы. Это не реклама, не пропаганда и не журналистское преувеличение. Это математика» - под таким подзаголовком вышла в одном из номеров регионального издания «Единой России» «Ваша газета» статья, подготовленная на основе информации так называемого «главного эколога города» Сергея Сухопарова, ярко продемонстрировавшего, что в городской администрации появился достойный соперник краеНЕведу Владимиру Немкову (к тому же он не в ладах с математикой).
В нашем проекте мы еще вернемся к проблемам экологии города, и в частности его озеленения.
А пока несколько цитат из генплана об озеленении.
«Никитский сквер», «Гоголевский бульвар», «Первомайский сквер» - как на ум придет, называют Никитский бульвар.
Сквер «Липки» - это, оказывается, «парк», «сад»; Пушкинский бульвар ‑ «Пушкинский сад», «Сад Пушкина», «Парк им. А.С. Пушкина».
А что можно сказать о таком перле: «Рукотворный б. Патриарший (сад «Юннатов») может быть отнесен к охраняемому ландшафту, имеющему статус природного ансамбля, как и Богаделенский сад… прекрасный сад на склоне ковша ‑ Богаделенский». Видимо, вновь кого-то из городских краеведов, которые помогали мэрии создавать генплан, осенило.
Оказывается, в городе уже давно существуют «Детский парк» и «Парк молодоженов (Козий парк)». А есть еще застроенный (?!) Лыбедский парк: «Высотная застройка Лыбедского городского парка шириной 300-400 м вдоль улицы Мира фланкируется акцентами в 5-7-9 и 12 этажей».
Ну и вершина «паркоНЕведения»: «главные парки Владимира: «Дружба», «Загородный», «Добросельский», «Старое» кладбище»!

Походя
о памятных местах

Оказывается, «памятники Владимира сосредоточены в его историческом центре… и на кладбище «Байгуши».
«Военное кладбище при лазарете в бывшей Вокзальной роще погребено под стадионом университетского городка». На самом деле Вокзальная роща находилась в одном месте, лазарет ‑ в другом, военное кладбище ‑ в третьем, а стадион и вовсе далеко в стороне.
Всемирно известный памятник археологии на Сунгире как только не назвали: «историческое городище «Сунгирь», «древнее селище Сунгирь», «становище сунгирцев на берегу полноводной холодной реки Сунгирь» (про «полноводную реку Сунгирь» ‑ это сродни «судоходству по Лыбеди»).
Остается добавить: в отличие от краеНЕведов-любителей, «творчество» которых порой оценивается едва ли не «чашкой чечевичной похлебки», - труд «профессионалов»-краеведов, которые работают на мэрию, очень высоко оплачивается и оценивается всякого рода почетными званиями и прочими наградами.
В следующем номере мы начнем свой рассказ о том, как создавалось «придворное» краеведческое общество.


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…