18 января 2011 в 01:08

Большие перемены - на пороге школы

Несмотря на то, что новый учебный год традиционно наступает 1 сентября, директор департамента образования области Михаил Корешков во время очередной встречи с педагогами и родителями поделился своими взглядами на очередные реформы.  
О профессионализме, «показухе» и заботе о хороших кадрах
Параметры, по которым оценивают современную школу родители, не всегда связаны с качеством знаний, получаемых детьми. Прежде всего они обращают внимание на комфортность, внешний вид учреждений, а также дисциплину и установленные порядки. Безусловно, это немаловажно для обучения детей, однако главным все же остается профессионализм педагогов. Ведь именно от уровня их знаний и того, как они умеют эти знания преподнести, зависит успешность и будущее учеников.
Серьезной проблемой сегодня является тот факт, что за умением некоторых школ «пустить пыль в глаза» нарочитой показухой и «мероприятиями для галочки» скрывается низкий профессиональный уровень и элементарное неумение работать с детьми. Директор департамента привел один из примеров, проиллюстрировавших такое положение дел. Неожиданно школа, расположенная на территории района вблизи Москвы, с 600 учениками и хорошим рейтингом, показала «нулевые» результаты во время сдачи ЕГЭ. Когда на место выехала комиссия и изучила кадровый состав, то выяснилось, что среди сотрудников ‑ совместители, студенты и даже случайные люди без педагогического образования.
- Нехватка квалифицированных кадров - это огромная проблема, которую должно решать местное сообщество, - уверен Михаил Корешков. ‑ Нужно вкладывать деньги в хороших педагогов, устанавливать для них льготы, обеспечивать жильем.
Куда уходят деньги?
- Школа должна быть самостоятельной в финансово-хозяйственной деятельности, распоряжаться своими доходами и расходами. Это принципиально новый подход в свете происходящих реформ. Расходы на школы не сокращаются, а растут, - заверил М.Корешков. ‑ Что же не так? Почему учителя жалуются на низкую зарплату, на то, что деньги делятся несправедливо. Высокую зарплату получают лишь администрации школ. По-видимому, не работают общественные наблюдательные советы, не разработаны критерии оценки труда. Кроме того, в школах увеличилось количество заместителей директоров, диспетчеров, введены доплаты секретарям, и все это за счет средств, которые выделяются на зарплату учителям.
В прошлом году было много жалоб от учителей школ. Разбирались, наводили порядок. Слабые руководители сокращали психологов и социальных педагогов, дальновидные ‑ выводили их в штат учреждений дополнительного образования. Шел тяжелый процесс, а результаты начали получать уже в ноябре. Территории стали возвращать деньги, выделенные на зарплату, обратно. Видимо, не готовы были поделить. Причины могут быть также и в политике муниципальных образований. Некоторые лишь декларативно заявляют о приоритетах образования. Однако стоит только зайти в школы, посмотреть столовые, классы, туалеты, и все «приоритеты» налицо.
Оценка проекта нового закона
Реформы в сфере образования продолжаются более 100 лет по причинам общественных и экономических изменений. Изменения отражаются в законодательстве. Сейчас на очереди ‑ принятие нового закона «Об образовании». Важнейшего ‑ потому что он затрагивает интересы практически каждой семьи. Михаил Викторович дал оценку проекту нового закона, принятие которого вызовет кардинальные изменения во всей системе.
Несмотря на многочисленные критические замечания и предложения со стороны общественности и педагогов, текст закона пока почему-то остается без существенных изменений. Он представляет толстенный том в 500 страниц убористого текста. Один из опытных управленцев системы образования при обсуждении заметил, что работать с таким законом все равно как каждый день перечитывать роман Толстого «Война и мир».
Критика проекта идет со всех сторон. Даже в Совете Федерации отмечают, что он «сыроват». Среди замечаний чрезмерный объем текста, множество дублирующих и отсылочных норм, несогласованность и противоречивость отдельных норм и статей, декларативность и невозможность применения на практике отдельных положений.
В проекте закона не прописан механизм оценки качества образования и гарантии прав граждан, предусмотрена излишняя отчетность для учителей, которые и так, кроме работы с учениками, завалены поручениями. В начале законопроекта делается акцент на воспитание детей, потом эта тема исчезает.
Закрепляется новая система ЕГЭ, хотя повсеместно идет критика ЕГЭ как единственно возможной формы аттестации. Не определен четко статус педагога, в то время как со всех трибун говорится о его повышении.
Нет в законопроекте ни слова об адаптации выпускников средних специальных и высших учебных заведений при трудоустройстве, не отрегулированы вопросы электронного образования и дистанционного обучения. Зато поставлен вопрос о введении обязательного дошкольного образования и новой нормы ‑ о принятии малышей в детские сады с двух месяцев!
- Как решать проблему с обязательным дошкольным образованием? - вопрошает М.Корешков. ‑ Для этого стране нужно около 300 млрд рублей. Сегодня в области мы всем миром строим несколько школ, и это сложно. Реальных финансовых ресурсов не видно. К тому же не все родители согласны отдавать своих детей в детские сады ‑ по разным причинам.
Где вы, лицеи и училища?
Беспокойство вызывает и исчезновение в законопроекте ступени НПО (начального профессионального образования), занимающегося подготовкой рабочих кадров уже 70 лет. В России почти 137 тысяч ребят, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это в большинстве кандидаты для учебы в профучилищах, они нуждаются в социальной поддержке. По данным статистики, 25% российской молодежи в возрасте от 16 до 30 лет получает доходы ниже прожиточного минимума, для них НПО ‑ важный механизм повышения социального статуса.
Ликвидация НПО может привести, во-первых, к окончательной деградации системы подготовки рабочих кадров, во-вторых, к снижению статуса среднего образования, а главное, снижению доступности как общего, так и профессионального образования для социально уязвимых групп населения.
Кроме того, существует опасность, что работодатели заинтересованы будут принимать на работу гастарбайтеров, а не помогать с подготовкой собственных кадров. Предстоит градация высшей школы. Больше не будет академий, техникумы будут рассматриваться как первая ступень высшего образования, а количество университетов сократят.
Вопросы и ответы
Как обычно, значительная часть встречи М.Корешкова с населением была посвящена ответам на вопросы.
- Начинается региональный этап олимпиад для учащихся 10-11 классов пока по 11 предметам. Какова политика департамента в работе с одаренными детьми?
- Будем наращивать количество предметов, по которым проводятся олимпиады, планируем 16-18 предметов, увеличение контингента участников путем прибавления еще одной параллели.
- В России открывают специальные центры по подготовке к олимпиадам. Есть ли такие у нас?
- Есть школы, занятия в которых проводятся на базе центров дополнительного образования. По некоторым предметам результаты довольно эффективны. Кроме того, для одаренных ребят практикуются смены в летних оздоровительных лагерях.
- Министр образования Фурсенко сказал, что в вузах сейчас по-настоящему учатся только 15-20 процентов студентов, остальные «тусуются». Вы согласны с этим?
- Система высшего образования, безусловно, переживает кризис. В большом количестве «расплодились» академии, вузы, особенно юридические и экономические. Во многих за обучение берут плату, не обращая внимания на качество подготовки абитуриентов. Потому в ряде коммерческих вузов уровень образования резко упал, по сути, обучение в них ‑ скрытая форма покупки диплома. Ведь берут и «подбирают» в них всех подряд, не обращая внимания на то, что будущий экономист, к примеру, не может сосчитать, сколько будет дважды два.
- Учебники для каждого класса должны быть одинаковыми?
- Нет. Каждая школа сегодня выбирает свои учебники, причем право выбора предоставлено прежде всего учителям, а не администрации. Однако разделяю возмущение родителей, когда приходится без конца менять учебники. Учитель должен вначале доказать целесообразность использования того или иного учебного пособия.
- Законно ли, что подготовка к ЕГЭ в школах ведется за деньги, когда один и тот же учитель с частью учеников занимается на дополнительных платных занятиях, всем остальным предлагая готовиться самостоятельно?
- Это незаконно. Все заявления о подобных нарушениях передадим в прокуратуру.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…