Преподаватель Владимирского областного музыкального колледжа по классу баяна Григорий Лавриненко Указом Президента РФ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Григорий Никитич ‑ заслуженный работник культуры, ветеран труда, его имя включено в книгу «Лучшие люди области», а в прошлом году Национальная академия общественного признания заслуг и достижений граждан присудила ему медаль «Лучший педагог года».
Несмотря на свои звания, он скромный и открытый в общении человек. К славе относится удивительно спокойно. А еще любим и уважаем своими учениками, для многих из которых он образец для подражания и фанатичной преданности профессии. Недавно Григорий Никитич отпраздновал свой 70-летний юбилей. Сколько воспитал баянистов и аккордеонистов за более чем 50 лет работы ‑ не сосчитать. Одних только звезд, лауреатов самых престижных конкурсов, - около тридцати! Сегодня его ученик Дмитрий Захаров ‑ заслуженный артист России, музыкальный руководитель коллектива «Разгуляй», Андрей Романов ‑ профессор Новосибирской консерватории, артист и солист Евгений Петров ‑ лауреат Всероссийских и международных конкурсов. Мария Власова ‑ одна из лучших аккордеонисток мира, может исполнить любой репертуар, композиторы уже специально пишут для нее произведения. Нынешний священнослужитель одного из владимирских храмов Валерий Дубовик ‑ в прошлом яркая российская звезда. И совсем молодая гордость Григория Лавриненко, выпускница прошлого года Аста Костените, поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных.Судьба Григория Никитича с 1966 года связана с Владимиром и областным музыкальным колледжем, где он заведует отделением народных инструментов, является дирижером оркестра народных инструментов, в качестве профессора преподает еще и во Владимирском гуманитарном университете.
Родился Григорий Лавриненко в Казахстане, в г. Уральске.
- Старший брат играл на гармошке, и я за ним потянулся, - вспоминает Григорий Никитич. - В школе пел, играл, начал подбирать музыку на слух на баяне, участвовал в самодеятельном хоре. Музыкальную школу не оканчивал, а сразу же поступил в училище. Тогда туда принимали, проверяя чувство ритма, память, слух. Проверили меня ‑ все нормально. За четыре года учебы догнал всех остальных. Я вовсе не уникум, просто я ‑ трудоголик. С отличием окончил музыкальное училище. Меня председатель экзаменационной комиссии рекомендовал для поступления в консерваторию. Тогда, в те времена, это было очень серьезно. Еще когда учился в Саратовской консерватории, начал преподавать. Было мне тогда 17 лет.
Во Владимир Григорий Лавриненко попал неожиданно. После консерватории вернулся работать в Уральск, свой родной город. Вдруг получил письмо из Владимира от Геннадия Некрасова. С ним они вместе учились в консерватории, Геннадий - на два курса старше. Он писал, что был бы рад видеть товарища в «своем училище». Оказалось, что стал директором!
Так Лавриненко в 26 лет оказался во Владимире, куда он приехал вместе со своим студентом Николаем Токаревым, который хотел учиться во Владимире.
- В памяти осталось знакомство с коллективом училища, - рассказывает юбиляр. - Собрались все преподаватели. Среди них был Владимир Алексеевич Белов, мэтр-баянист. Он был постарше и смотрел на меня несколько свысока, мол, кто тут к нам приехал. Действительно, на лбу у меня не написано, кто я такой. Рассказал, что приехал с учеником, пригласил отдел «народников» послушать его. Я, конечно, готовил Николая заранее и настраивал, чтобы он был в форме, ведь если не понравится его игра на прослушивании, то могут и не взять. А после его игры - тишина. Реакции никакой. Я подумал, что это, видимо, такое училище крепчайшее, что мой ученик, которого я считал хорошим, никакой…
Мне стало грустно. Помолчав, будущие мои коллеги сказали про Колю: «Ну пусть учится, можно его взять, худшим он у нас не будет». Позже поинтересовался у Геннадия Некрасова, почему после его игры было такое молчание. На что он ответил: «А что им было делать? У нас таких хороших ребят нет!». После этого меня словно озарило! Вскоре мой Николай стал победителем зонального конкурса, а потом дипломантом всероссийского.
- Григорий Никитич, а сами вы музыку сочиняете?
- Песню могу придумать на ходу. Но это любительский уровень, а классически нет, не сочиняю.
- Вам самому приходилось концертировать?
- Конечно, выступал и с сольными концертами, и с оркестрами. Мы часто ездили с коллегами-педагогами по области, играли в филармонии, в домах культуры. Выезжали и в Нижний Новгород, играли в зале на фоне органа. Это незабываемо! Потом вместе с учениками объехал всю страну, участвуя в конкурсах.
- Какие проблемы есть у сегодняшних молодых музыкантов-народников?
- Прежде всего очень дорогие инструменты. Хороший стоит не менее 300 тысяч рублей. Доходит до 700-800 тысяч. Родителям талантливых детей приходится покупать аккордеон вместо машины. Раньше инструменты были доступнее. Кроме того, процесс обучения у музыкантов самый длительный: с музыкальной школой, училищем и консерваторией учиться приходится около 15 лет. Еще одна проблема ‑ нет денег на участие в конкурсах, приходится искать спонсоров.
- Чем отличаются сегодняшние ваши студенты?
- В колледже учатся ребята со всей области. Условия у них сегодня хорошие: общежитие со всеми удобствами, столовая. Инструменты для участия в конкурсах мы для них покупаем. Нынешним студентам, пожалуй, легче все дается. Они, наверное, стали более развитыми, однако много трудиться не любят, а музыка признает трудолюбивых и увлеченных. Важно пойти дальше, а для этого нужно заниматься не менее трех часов в день. Хотя таланты пробиваются. Природа ‑ великое дело. Людей с абсолютным слухом всего пять процентов. Бог дает талант, а мы обтесываем, чтобы он засверкал.
- Что приносит вам удовлетворение?
- Общение с ребятами. Когда видишь их рост ‑ с первого по четвертый курс. Им я отдаю всю душу, все время. Для меня всегда праздник, когда начинаются экзамены. Иду и думаю: итак, что же они покажут? Они же волнуются перед выходом на сцену. А кто-то начинает рано «звездить». Вся жизнь проходит с ними! Даже на сына времени не хватало. Он окончил музыкальную школу, но, насмотревшись на наш с женой труд (она у меня пианистка), дальше в музыку идти отказался. Стал летчиком.
Где бы я ни был ‑ в отпуске или с друзьями, все равно думаю про работу. Составляю в уме программу ученикам, вспоминая, что они уже освоили, думаю, как бы найти им хорошие инструменты.
Самое большое удовлетворение и счастье я испытал в 1987 году, когда мы вместе с моим учеником Валерием Дубовиком поехали на международный фестиваль в Тулу. Участвовали студенты консерваторий, маститые артисты филармоний. И вдруг объявили, что мой Валера победил! Всего лишь студент училища! Все были в шоке, а я ликовал. Такое запоминается на всю жизнь…
- О чем мечтаете?
- Чтобы здоровье не подводило, ведь необходимо готовить пополнение коллектива новыми кадрами. Сейчас среди преподавателей музыкального колледжа шестеро ‑ мои ученики.
Не секрет, что часто судьбы преподавателей и учеников расходятся. Однако Григорий Лавриненко всегда в курсе событий творческой и личной жизни своих выпускников. В свои 70 лет он выглядит замечательно: выправка, обаятельная открытая улыбка, стремительная легкая походка. Секрет в том, что он ежедневно делает зарядку, занимается спортом, а еще, безусловно, в общении с музыкой и учениками, благодаря чему он остается счастлив и молод душой.