4 февраля 2011 в 01:46

Такой русский Французов

5 февраля 2011 года исполняется 71 год со дня рождения выдающегося русского художника Бориса Французова. Увы, его ранняя смерть прервала творческий полет мастера. Именно так, потому что все ценители его творчества отмечают особый взлет таланта Французова в последние годы жизни.  
Что теперь гадать, какие шедевры создал бы график, проживи он дольше? Это только посредственности успевают все закончить и успеть при жизни, настоящие мэтры оставляют после себя груды черновиков, набросков, не разобранных архивов, планов и наметок. Архив Французова огромен, даже сегодня, через 17 лет после смерти, на выставках появляются новые работы художника, не известные почитателям его творчества и специалистам.
...Борис Федорович Французов родился в 1940 году. Детство художника прошло в деревне Зауечье Камешковского района Владимирской области. С двух лет после смерти матери и гибели на фронте отца Борис Французов рос без родителей, под присмотром бабушки и деда. Формирование его как художника проходило в 60-е годы прошлого века.
Тема родного гнезда, малой родины стала доминирующей во всем его творчестве. Предельная эмоциональность, открытость в сочетании с широкой эрудицией и осмыслением каждого, даже второстепенного образа стали визитной карточкой замечательного художника. Главными образами он всегда считал те, что запечатлелись в его памяти в детские годы. Его офорты - это не деревенские зарисовки. Они создают собирательный образ уходящей России, конкретно - уходящий образ русской деревни. Отчего мы с замиранием сердца смотрим на осенние поля, покосившуюся баньку, огромное дерево, теряющее последнюю листву? Да оттого, что автор заставляет нас домысливать то, что осталось за рамками картины. Банька «доживает» последний год, старики, скорее всего, тоже, дерево уже не возродится, как и вся русская деревня. Мир Французова здесь, в Зауечье. Она - воплощение национальной идеи, здесь тишина и первозданный покой, здесь нет суетливой атмосферы, персонажи никуда не бегут, не жестикулируют и не кричат. Гармония русской природы во всей своей полноте, эпичность сюжетов и проникновенное восприятие окружающего мира - вот черты, отличающие работы мастера.
Офорты Французова знают во всем мире. Он обладатель Гран-при и медали VII международного триеннале графики в Таллине, лауреат премии XVII международного биеннале в Любляне, обладатель диплома Академии художеств России. В его работах поочередно на первый план выступали гравюра на дереве, линогравюра, акварель, пастель, гуашь, масляная живопись. Но именно в классической технике офорта Французов создал произведения «непреходящего художественного значения».
К сожалению, некогда традиционные Французовские чтения сегодня стали всего лишь светлым воспоминанием. А ведь еще несколько лет назад 5 февраля во Владимир приезжали ведущие искусствоведы, реставраторы, критики и литераторы. Были творческие встречи, любопытнейшие доклады, споры до хрипоты и обмены мнениями. Французовские чтения, если угодно, были дискуссионной площадкой интеллигенции, демократичной трибуной, с которой каждый мыслящий человек мог выступать. Думаю, традицию таких чтений нужно быстрее восстановить.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…