5 февраля 2011 в 01:04

Объекты культурного наследия: могут ли быть двойные стандарты?

На территории Владимирской области расположено 3713 объектов культурного наследия, которые находятся под охраной государства. Но не всегда органы государственной власти могут найти взаимопонимание в вопросах государственной охраны памятников истории и культуры.  
Из общего количества памятников, расположенных на территории области, 335 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 2123 ‑ регионального, 200 ‑ муниципального, 1055 ‑ выявленные объекты культурного наследия.
В целях решения проблем охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия на государственном уровне принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Для обеспечения сохранения культурного наследия региона во Владимирской области принят закон от 06.04.2004 № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области».
Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия отнесены к ведению администрации Владимирской области.
Реализация государственной политики в сфере культурного наследия, казалось бы, должна объединять усилия законодательной и исполнительной власти субъекта РФ. Однако в данном вопросе имеются и серьезные разногласия.Сложность ситуации заключается в конфликте интересов ‑ частных и государственных.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной, а также в иных формах собственности.
Требованиями федерального законодательства предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему памятника, включенного в единый государственный реестр, или выявленного объекта культурного наследия. Охранными обязательствами собственников памятников установлены ограничения по содержанию и использованию объектов культурного наследия: выполнение ремонтно-реставрационных, противоаварийных и иных работ за свой счет силами лицензированных организаций; запрет на проведение земляных, строительных, хозяйственных и иных работ в зоне охраны объекта без согласования с органом охраны, в случае обнаружения самовольных построек, пристроек, перестроек как снаружи, так и внутри, искажающих первоначальный вид объекта, они должны быть устранены за счет собственника. Сохранение культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений ‑ ответственное, трудоемкое и дорогостоящее дело, возложенное на собственников памятников.
Не секрет, что многие физические лица, в том числе и депутаты Законодательного Собрания Владимирской области, являются собственниками объектов недвижимости ‑ памятников истории и культуры. Но статус «объект культурного наследия» является существенной преградой для свободного распоряжения площадями объектов недвижимости и придания им современного, выгодного (с точки зрения предпринимательства) вида. Не меньший интерес представляют земельные участки, занимаемые объектами культурного наследия, особенно те, которые расположены в центрах исторических городов. Не случайно в администрацию области поступают обращения от собственников или потенциальных собственников земельных участков, занятых памятниками, с просьбой об исключении их недвижимости из реестра объектов культурного наследия. Так, поступило заявление об исключении из числа памятников «Дома Гридневых, 1883 г.» (г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, д. 36). Здание является памятником градостроительства и архитектуры местного (муниципального) значения, находится в удовлетворительном состоянии. Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Ни того, ни другого с «Домом Гридневых» не случилось, поэтому нет никаких оснований исключать данный объект из реестра объектов культурного наследия.
Собственник объектов регионального значения, входящих в состав ансамбля усадьбы Грузинских (Шорыгиных) (Камешковский район, б.с. Михайловское), решил по своему усмотрению, в нарушение порядка, установленного законом, перестроить памятник градостроительства и архитектуры усадьбы, и ‑ как результат ‑ привлечен к административной ответственности. Кроме того, собственник обратился к губернатору области с просьбой «дать заключение для исключения из единого государственного реестра объектов культурного наследия» приватизированных объектов усадьбы Грузинских (Шорыгиных). Здания усадьбы переданы в собственность в удовлетворительном состоянии, а это значит, что отсутствуют основания для исключения данных объектов из реестра и собственник обязан сохранить вверенное ему культурное наследие.
На территории Владимирской области находятся 1055 выявленных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность. В соответствии со статьей 3 Закона Владимирской области от 06.04.2004 № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» принятие решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения относится к ведению Законодательного Собрания Владимирской области.
Однако депутаты не торопятся с включением ряда выявленных объектов в список объектов культурного наследия области. Связано это по-прежнему с тем, что здания и земельные участки потенциальных объектов культурного наследия имеют выгодное месторасположение и гораздо легче здание снести, чем сохранить его исторический облик, а на земельном участке построить очередной торговый или развлекательный центр ‑ ничем не примечательный с точки зрения архитектуры. Мало кто задумывается о том, что разрушение и безвозвратная потеря памятников истории и культуры губительна для национальной культуры, особенно если объекты культурного наследия связаны с жизнью и деятельностью великих сынов нашего Отечества или являются значимыми градостроительными элементами.
Так, выявленный объект «Комплекс фабрики Дербенева, XIX в.» (г. Александров, ул. Советская, 9-б, 9в, 9г (ул. Красной молодежи, 12)) представляет собой пример производственной постройки, выполненной в формах, характерных для русской архитектуры XIX в., и имеет историческую и градостроительную ценность как объект, связанный с историей формирования уникальной градостроительной структуры города Александрова. Собственником данного объекта является администрация Александровского района, которая оформила охранное обязательство на комплекс фабрики и планирует восстановить исторический облик здания. Вопрос включения данного объекта в список объектов культурного наследия области как памятника местного (муниципального) значения встретил явное неодобрение депутатов, представляющих интересы города Александрова (или свои собственные) в региональном законодательном органе.
В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 25.11.2009 № 396 создана комиссия Законодательного Собрания по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Владимирской области, которая должна проводиться не реже одного раза в месяц. Однако за год комиссия собиралась всего четыре раза. На заседаниях обсуждались вопросы, вынесенные губернатором области на рассмотрение Законодательным Собранием. Но сами народные избранники не торопятся с законодательной инициативой и не вносят предложений по совершенствованию регионального законодательства в сфере культурного наследия.
Более того, в целях принятия объективных решений о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия объектов, представляющих историческую и культурную ценность, государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия неоднократно предлагалось комиссионно выехать на место для обследования памятников. Однако у законодателей всегда находились причины отказаться. С августа 2009 года не принимались решения о включении объектов в реестр, хотя на рассмотрение депутатам был предложен 61 выявленный объект.
К сожалению, в результате мониторинга состояния объектов культурного наследия обнаруживаются невосполнимые утраты памятников истории и культуры. Администрацией области подготовлены необходимые документы для исключения данных объектов из реестра и направлены в Законодательное Собрание. В порядке, определенном законодательством, Законодательное Собрание должно направить обращение для исключения утраченных памятников истории и культуры из реестра в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере культурного наследия (Росохранкультуру). Лишь в ноябре 2010 года принято постановление Законодательного Собрания Владимирской области «Об обращении Законодательного Собрания Владимирской области в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области культурного наследия по вопросу исключения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов культурного наследия Владимирской области регионального значения». В дополнение к данному постановлению для организации проведения историко-культурной экспертизы и исключения объектов культурного наследия из реестра администрацией области подготовлен и направлен в Росохранкультуру необходимый комплект документов.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации области предлагает депутатам ЗС проводить более активную политику в сфере культурного наследия и оперативно принимать необходимые и эффективные решения, касающиеся объектов культурного наследия, расположенных на территории области.

В.Нефедов, начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
37 минут назад Во Владимирской области начали раздавать Георгиевские ленточки ко Дню Победы
Во Владимирской области, как и в целом по России, в преддверии Дня Победы стартовала акция «Георгиевская ленточка». До 9 мая получить ленточку можно на улицах городов и поселков нашего региона.
час назад Во Владимирской области идет Всемирная неделя иммунизации населения
Каждый год в последнюю неделю апреля проходит Всемирная неделя иммунизации. В эти дни активно выступают эпидемиологи и инфекционисты, объясняют, насколько важны прививки для сохранения здоровья людей всех возрастов: от г…