На сцене Владимирского театрального комплекса репетируют премьеру «На всякого мудреца довольно простоты» - пожалуй, одна из самых ставящихся пьес. Язык Островского, созданные им характеры, сатира, что вызывает улыбки спустя полтора столетия... Мимо такого благодатного материала очень трудно пройти, признаются многие талантливые молодые режиссеры.
Среди них и Сергей Морозов, вот уже месяц работающий над премьерой на сцене владимирского драмтеатра. Местную труппу режиссер знает очень хорошо, поскольку уже ставил здесь «Свадьбу Кречинского» и «Ревизора».- Мой предыдущий опыт работы с владимирским театром оставил очень положительные впечатления от актерского состава, от всего коллектива театра и от владимирского зрителя, - признается Сергей Морозов. - Поэтому я с удовольствием откликнулся на предложение директора Бориса Гунина поставить еще одну пьесу. Мы шутим с ним, что я являюсь своего рода специалистом по русской классике, поскольку все три пьесы, поставленные мной, принадлежат золотому веку русской драматургии, веку девятнадцатому.
Классика классикой, но того, что современный зритель привык к всевозможным экспериментам, у него нынче не отнять. Да и редко сегодня молодой режиссер оставляет подобные пьесы без нововведений. На что Сергей Морозов добавляет:
- На мой взгляд, классика всегда современна. Что же касается новшеств, то мы попытались с художником-постановщиком Олегом Головко, это один из ведущих петербургских сценографов (знаком владимирцам по спектаклю «Дон Кихот»), вместе с художником по костюмам Светланой Матвеевой, а также автором музыкального оформления Андреем Щербининым найти такой ход, который не переводил бы эту пьесу в конкретную дату. Костюмы в постановке - вне времени и какой бы то ни было исторической эпохи. Музыкальное сопровождение - исключительно танго, от современного до классического, традиционного. Страстное биение пульса этой пьесы позволило нам вместе с Андреем Щербининым найти именно этот музыкальный ход. И у нас жанр - карьера в ритме танго.
Страстная история человека, входящего во власть... в ритме танго, отсылающего нас к интригам, недосказанности, взрыву эмоций и ярких красок. Ассоциации с танго тут очень даже к месту. Ведь если тогда, в XIX веке, «глумовщина» только наступала, то сегодня она царит.
- История повторяется, проблемы все те же самые, но в наше время они приобретают еще большую остроту, - рассуждает режиссер-постановщик. - Для меня проблема человека, выстраивающего карьеру и при этом теряющего на своем пути целый ряд каких-то достоинств, проблема очень современная. Эта пьеса позволит задуматься молодым людям и девушкам о том, что «глумовщина» повсюду. Взять, к примеру, поведение невесты главного героя Машеньки. Оно очень современно, особенно когда она говорит: «Я буду грешить и каяться, грешить и каяться»... Это лозунг жизни целого поколения, ужасный и страшный.
Герой Михаила Асафова - «старик, очень важный господин» Крутицкий - в одной из кульминационных сцен задается вопросом: «А что мы играем? Комедию или трагедию? Трагедия - это о высоком. Кому это сегодня нужно?».
- Сейчас зритель находится в очень сложной ситуации, - отмечает Сергей Морозов. - Если делать пьесу-моралитэ, только в качестве морального посыла, то зритель не воспримет ее должным образом, потому что он устал от уроков и ложных истин, которые ему преподносятся в чистом виде. Мы ищем театральный, зрелищный ход, обязательно через юмор, потому что язык Островского, каждая фраза - это перл. Мы, честно говоря, с болью сокращаем этот текст, потому что все так вкусно... И, если спросите, это трагедия? Да, это трагедия. Это комедия? Да, комедия. Да, это фарс. Вот только не любовная история, нет. Вот здесь, к сожалению, эти люди лишены любви и этим они обеднили свою жизнь. Ну, что ж, они сделали свой выбор.
Что касается распределения ролей, то сделать это режиссеру постановки было нетрудно. Он отмечал, что много есть достойных кандидатур на отдельные роли. На главную утвердили Александра Аладышева:
- Роль Егора Дмитриевича Глумова очень заразительна. Я заметил за собой, что вне сцены, вне театра по нескольку раз здороваюсь с людьми. Это чисто глумовское во мне проскальзывает, безусловно. А вообще я в какой-то мере восхищаюсь этим персонажем, поскольку он безгранично талантлив. И в этом образе есть что-то и от Молчалина, и от Чацкого...
По мнению актера, эта пьеса в репертуаре театра отличается особой остротой, направленной, главным образом, на представителей молодого поколения, которые сегодня стоят перед выбором, куда направить талант, энергию и силы. Переступать через себя или остаться верными идеалам, но постоянно набивать себе шишки...
Премьеру пьесы владимирцы увидят в начале марта.