В киноклубе «Политехник» показали лучший документальный фильм 2010 года Что примечательно, автором сценария, режиссером и продюсером его выступила Юлия Панасенко, которая в свое время окончила Владимирский государственный университет по специальности «тележурналистика». Затем она уехала в столицу, училась во ВГИКе. Вернулась же в самый первый свой вуз Юлия с картиной «Outro». Этот термин в музыке значит завершение произведения, выход, знак конца...
Фильм непростой, неоднозначный в восприятии. И в то же время очень нужный. В нем показаны последние дни из жизни больной раком девушки Светланы. Ее противоречивые отношения с самым близким человеком - мамой. Причем встречи с ней девушка очень боялась, поскольку между ними было немало конфликтов, обид и непонимания. И этого, казалось, Светлана опасалась даже больше, чем своего ухода из жизни. Мы видим ее в кадре очень сильной и рассудительной, несмотря на такую тяжелую болезнь.- Бесспорно, в документальном кино я должна была показать только правду жизни, - отметила Юлия Панасенко. - И я снимала абсолютно все, не давая Свете отсматривать материал после, иначе она бы попыталась что-то исправить, вела бы себя уже неестественно. Единственное, я могла выбирать, какие кадры потом ставить в готовый фильм, а какие нет. Когда Свете было плохо, это, можете себе представить, зрелище не для слабонервных, я даже не брала с собой камеру, тем не менее навещая ее каждый день. Злости, агонии, боли в этой картине нет. На это я не решалась. И, признаться честно, слава богу, что у меня нет такого материала. Не знаю, как бы я с этим жила...
Самому режиссеру, молодой и хрупкой девушке, этот фильм дался непросто. Тем более с героиней у автора были теплые дружеские отношения. До сих пор у Юлии видны слезы на глазах. И на вопрос, почему она вообще решилась на эти съемки, режиссер ответила:
- Я пребывала в раздумьях полгода. Если бы я тогда сразу же приступила к съемкам, поверьте, фильм получился бы иным. Я изначально думала, что Света будет бороться, сможет победить болезнь... Но, увы, у нее была четвертая стадия. Порой я хотела прекратить съемки, но Света настаивала. Да и было бы нечестно по отношению к ней все бросить. И вот получилось то, что получилось. Я рада, что мы дошли с ней до конца.
К слову, сама героиня восприняла эту идею на ура. К сожалению, ей не удалось присутствовать на премьере. Но ее слова с экрана о том, что не нужно бояться жить, не нужно бояться умирать, услышали тысячи людей. И для многих эта картина стала жизнеутверждающей. Кто-то решил, что фильм снят в духе Толстого. О том, как нужно жить и как правильно умирать.
Были и противники подобных эпизодов, что тоже неудивительно. Хотя это может показаться странным, особенно на фоне той крови и насилия, что льется сегодня с экрана... В этой же картине, несмотря на то, что она документальная, много высокохудожественного.
- Я с самого начала знала, что будут люди, которые воспримут мою работу как своего рода эксплуатацию смертельно больного, - добавила Юлия Панасенко. - Но что тогда снимать? Ведь это тоже правда жизни.
Вообще документальное кино - не прибыльный жанр. Поэтому в злоупотреблении, каком-либо использовании или, хуже того, коммерческой корысти режиссера обвинить уж точно не удастся. А в целом достойную оценку картина получила на «АРТДОКФЕСТЕ», завоевав Гран-при престижного фестиваля. В жюри входили кинорежиссер Сергей Соловьев, искусствовед и куратор Иосиф Бакштейн и гендиректор телекомпании «Дождь» Наталия Синдеева. Всего в конкурсную программу фестиваля вошел 21 фильм, снятый на русском языке в разных странах - России, Украине, Германии, Дании, Британии, США и Швеции.