18 февраля 2011 в 04:45

Время собирать камни

Фото: Из архива редакции.
 Человек помнит о прожитом в меру свойств своей души. В свою очередь каждый является и носителем «исторической памяти народа» о своей земле: памяти о том, что вложено в его сознание родителями, учителями, книгами, средствами массовой информации, музейными экспозициями, мемориалами…
Почему мы порой однобоко и так по-разному «знаем» историю своего края, так по-разному воспринимаем сегодняшний день и как следствие по-разному представляем себе наше будущее.
Можно ли считать журналистов и писателей краеведами?
Большая часть статей краеведческих сборников - это сведения, почерпнутые из газет и близких к ним архивных материалов. А это означает, что журналист ‑ это самый что ни на есть краевед, а подшивка газет ‑ тот же самый «сборник краеведческих материалов».
Заинтересуют, например, юного краеведа XXII века, приехавшего погостить в деревню Иватино, несколько старинных домов «канадской технологии», сохранившихся на краю деревни, он и спросит об этом у старожилов (тех, которые сегодня еще и не родились). А они ему ответят, что когда-то пожар большой случился и построили для погорельцев несколько улиц из таких домов (в них, мол, еще деды их жили). Это сегодня лишь пять домов осталось, а было их, почитай, больше ста. А почему их называют домами «канадской технологии», этого они не знают. Может быть, какие технологи из Канады приезжали их строить?
Вернется юный краевед во Владимир, прочитает во «Владимирской энциклопедии» 2025 года издания, что «большой пожар» случился в Меленковском районе в 2010 году. Тогда и были построены в Иватино дома для погорельцев. Придет краевед в читальный зал архива, откроет подшивки газет за август - ноябрь того далекого 2010 года и не только полностью удовлетворит свою краеведческую любознательность, но и подготовит сообщение для CXLVII областной краеведческой конференции.
Так что очень многие журналисты ‑ это настоящие краеведы, работающие и на сегодняшний день, и на будущее.
Про художественную литературу Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Читая поэму, роман, мы часто можем забыться, что описываемое происшествие не есть вымысел, но «истина». То есть художественное произведение в целом нельзя считать источником краеведения, в какую бы форму писатель ни облек свое произведение. Хотя отдельные (и даже многие) сведения краеведческого характера могут быть включены в фабулу повествования. Однако как определить, где истина, а где вымысел?
Но есть счастливые исключения из правил. Одно из таких ‑ лирическая повесть Владимира Солоухина «Владимирские проселки». Уже в 60-е годы современники называли ее «краеведческой книгой» (в чем мы убедимся), признавая тем самым, что по ней в далеком XXI веке можно будет изучать их время, страницы истории нашего края.
Удивительно, что это не дневники путешественника, не путевой журнал экспедиции - это лирическая повесть. В ней есть и сознательное искажение действительности, и художественный вымысел, но при всем при том это «краеведческая книга». И если не быть буквоедом, на нее можно ссылаться почти как на архивный материал.
В этом сила ранних произведений нашего знаменитого земляка русского писателя Владимира Солоухина, и, характеризуя его как поэта, писателя, публициста, общественного деятеля, можно смело добавлять ‑ «и краеведа». Он изучал наш край, можно сказать, всю жизнь. И умело вкладывал полученные знания в свои книги.
Так что среди писателей тоже встречаются настоящие краеведы.
Путешествие
длиною в жизнь
Любой владимирский краевед, изучая свой край, в конце концов неизбежно пересечется с Владимиром Солоухиным и его «Владимирскими проселками». А там и с «Каплей росы», «Третьей охотой», «Григоровыми островами», «Травой»…
«Я шел по родной земле, я шел по своей тропе...» - назвал Владимир Солоухин предисловие к четырехтомнику своих сочинений, вышедшему в 1983 г., оценивая свое творчество как путь «по родной земле, по своей тропе».
Это образное сравнение, но он и в действительности много прошел по родной земле. Свое самое знаменитое путешествие по владимирским проселкам писатель совершил в июле ‑ августе 1956 года. За 40 дней он пересек область с запада на восток, преодолев 635 км - где пешком, где на попутных машинах, на лошади и даже на лодке и колесном пароходике. А в 1958 году вышла его знаменитая повесть.
Много лет спустя в своей книге «Последняя ступень» он шутливо написал: «После «Владимирских проселков» я стал невестой на выданье».
И действительно, книга имела неожиданный успех. Успех, который невозможно было предвидеть. Ну что особенного: путевые заметки путешественника по проселочным дорогам через так похожие друг на друга села и деревни среднерусской полосы. Казалось бы, из этой затеи в лучшем случае получится несколько очерков, о которых вскоре все забудут.
Однако не забыли, как и многие другие его произведения.
Во времена Солоухина московская писательская организация насчитывала около двух тысяч человек. А многих ли сегодня помнят? Изданные огромными тиражами романы и повести стоят мертвым грузом на полках библиотек, перекочевали из книжных шкафов городских квартир в стопки перевязанной шпагатом «макулатуры», пылящейся на антресолях, - и никому не нужны (ни библиотеки, ни букинистические магазины, ни книжные развалы их не принимают), и выбросить жалко, все-таки книги.
Судьба солоухинских книг совсем иная: они не залеживаются на полках библиотек и магазинов. Так, например, написанная в 1976 году, но изданная только в 1995-м «Последняя ступень» читается на одном дыхании. А упомянутые выше «краеведческие» повести, равно как и «Черные доски», «Письма из Русского музея», являются едва ли не настольными книгами тысяч москвичей, владимирцев, россиян ‑ краеведов.
- Начал было читать, но не осилил: скучно, - сказал как-то о «Владимирских проселках» один из начинающих краеведов. - А потом все-таки прочитал. А потом перечитал, держа рядом с книгой карту Владимирской области. А потом с книгой и картой совершил путешествие по проселкам Владимира Солоухина…
По проселкам Владимира Солоухина
В 2004-2005 годах небольшая группа владимирских и московских журналистов и краеведов организовала несколько рекогносцировочных поездок и походов по проселкам Владимира Солоухина.
Целью поездок была подготовка экспедиции с условным названием «Владимирские проселки - 50 лет спустя» как одной из форм всестороннего изучения родного края.
В 2010 году экспедиция прошла в пятый раз. Почти полностью сменился ее первоначальный состав. В городах, селах и деревнях девяти районов области, по которым проходили ее маршруты, к работе экспедиции подключались местные краеведы, а еще больше ‑ жители, которые никогда не считали себя краеведами. Краеведы сегодня все больше по библиотекам сидят - «изучают», что писали о крае их предшественники. Ну что же, это тоже одна из форм краеведения.
Походы по маршруту Владимира Солоухина проводились с целью проверить, насколько доступен маршрут для абсолютно неподготовленных туристов. Первый поход был проведен по маршруту 16-го дня сорокадневного путешествия писателя и его спутников. В нем приняли участие около ста владимирцев от младших школьников до пенсионеров (старшей по возрасту туристке было 73 года). Ни один человек не сошел с маршрута, хотя для подстраховки на середине пути группу ждал автобус. Но он никому не понадобился и вернулся в конечный пункт маршрута.
На сегодняшний день весь маршрут Владимира Солоухина многократно повторен и досконально изучен. В областных и районных газетах уже опубликовано много статей участников походов и экспедиций разных лет не только о сегодняшнем дне городов и весей, но, как и у Солоухина, об истории сел, деревень, храмов и усадеб, через которые проходили маршруты. Есть статьи о местах исторических битв, об аэродромах, действовавших во время Великой Отечественной войны… И, конечно, много статей о природе края: о лесах, болотах, озерах, реках, животном мире.
Лучшие из них составят сборник «Владимирские проселки в XXI веке», изданию которого сегодня мешает разобщенность владимирских краеведов и распыление имеющихся средств. Но когда-нибудь книга будет обязательно издана. Никто не хочет, чтобы она напоминала «винегрет» краеведческих сборников. Она должна стать хоть и коллективным трудом, но «изысканным блюдом», достойным Владимирского края и памяти нашего великого земляка. Труд краеведов бескорыстен, но хорошая полиграфия требует значительных затрат. В этом вся задержка.
Земля
и люди
Большую помощь в работе экспедиций оказывают не только местные жители, но и москвичи. Откликаются буквально все, к кому приходится обращаться за помощью, как только узнают о поставленной цели. При этом краеведы никогда не просили денег. Все экспедиции и походы были организованы за счет личных средств организаторов и участников. На этом этапе им была важна иная помощь, которую нельзя купить ни за какие деньги, как нельзя купить, например, не абы какой, а нужный тебе клад или артефакт, который еще не найден.
Неоценимую помощь на первом этапе экспедиции оказали ее организаторам москвичи, вдохнувшие журналистам и краеведам веру в начинание. Без их помощи экспедиция, едва начавшись, могла бы в тот же год и закончиться.
Прежде всего речь идет о двух удивительных людях ‑ народном художнике России Сергее Куприянове и фотохудожнике Викторе Молчанове. Сергей Куприянов ‑ спутник Владимира Солоухина в его путешествии 1956 года. Его рисунками проиллюстрировано первое издание книги В.А.Солоухина «Владимирские проселки», вышедшей в 1958 году. Недавно Сергею Куприянову исполнилось 83 года.
Виктор Молчанов ‑ знаменитый московский фотохудожник, очень хорошо знавший Владимира Солоухина. Он умер в 2003 году в возрасте 93-х лет, за год до начала первой экспедиции. Как же он мог помочь владимирским краеведам?
Александра Борисовна Молчанова, вдова фотохудожника, узнав о цели экспедиции, познакомила краеведов с дневниками Виктора Молчанова, которые он тщательнейшим образом вел всю свою жизнь. Она передала ксерокопии страниц дневников, в которых Виктор Сергеевич упоминает о встречах с Владимиром Солоухиным и об их совместной творческой работе, с просьбой рассказать о нем и «его Владимире Солоухине» читателям будущих публикаций.
В частности, Виктор Сергеевич является автором фильмов (диафильмов) по таким произведениям Владимира Солоухина, как «Владимирские проселки», «Капля росы», «Трава», имевшим в то время большой успех. Фотографии Виктора Молчанова и рисунки Сергея Куприянова могли бы стать прекрасными иллюстрациями к «Владимирским проселкам», которые следовало бы переиздать к 90-летнему юбилею Владимира Солоухина, который будет отмечаться в 2014 году.
Как все было на самом деле
Следующие публикации проекта будут подготовлены по материалам эксклюзивного интервью Сергея Куприянова (по его словам, он никогда и никому не давал интервью о совместном путешествии с Владимиром Солоухиным) и по уникальным дневниковым записям Виктора Молчанова о литературной Москве того времени, о встречах и беседах с Солоухиным, о его поездках по солоухинским местам Владимирской области.



Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Во Владимире иномарка сбила подростка, переходившего дорогу в неположенном месте
ЧП произошло 14 апреля в 16:25 на улице Северной, в районе дома №110. Подробности происшествия ""ВВ" рассказали в пресс-службе городского УГИБДД.
33 минуты назад В Меленках местную жительницу лишили свободы за драку с сотрудницей полиции
Прокуратура Владимирской области и региональный Следком сообщают о вынесении приговора местной 40-летней жительнице. В декабре 2023 года она с кулаками набросилась на сотрудницу полиции при исполнении. в результате страж…