18 февраля 2011 в 01:45

Государственные дети: мера особой ответственности

Фото: Ирина ИГНАТОВА.
 Пока в нашем обществе будет существовать проблема социального сиротства, будут востребованы казенные учреждения. Посмотреть, как работает сегодня Владимирский дом ребенка и в каких условиях живут дети, решили члены комиссии по правам человека при губернаторе области.
Шанс на счастье обрести семью
Во Владимирском специализированном доме ребенка сегодня живут 100 детей ‑ от рождения до четырех лет. У половины малышей есть родители. Остальные ‑ отказные, подкидыши и те, чьих маму с папой лишили родительских прав. 14 человек ‑ с инвалидностью и букетом серьезных заболеваний. 39 - младенцы, им нет еще и одного года.
Часть детишек получают счастливую возможность обрести семью. В прошлом году было усыновлено 35 маленьких воспитанников, столько же и в позапрошлом. В дом ребенка для знакомства с потенциальным сыном или дочкой семейные пары приходят с путевкой из центра усыновления. И здесь важно, чтобы ребенок принял новых родителей, потянулся к ним.
Существует специальный банк данных детей-сирот. Доля усыновленных российскими семьями год от года растет. В прошлом году они забрали 21 ребенка. Иностранцы, как правило, не боятся усыновлять малышей с серьезными заболеваниями, у них есть возможность потратить солидные суммы на лечение и операции.
Недавно коллективу Дома ребенка пришло письмо из Италии от семейной пары, два месяца назад усыновившей ребенка. «Мы вам благодарны. Наш мальчик ‑ ясный и доверчивый, и в этом есть и ваша заслуга», - написали итальянцы.
Вот письмо с семейными фотографиями от Марии и Стива Ситко из США. Он ‑ архитектор, она ‑ домохозяйка. На снимке все счастливо улыбаются. Много лет назад они усыновили троих детей из Владимирского дома ребенка ‑ сначала двух девочек, а потом мальчика. У всех троих были серьезные заболевания. Приемным родителям пришлось приложить немало усилий, чтобы дети обрели здоровье и стали полноценными членами общества. К примеру, мальчику, у которого были серьезные дефекты лица, сделали несколько операций. В итоге дети выросли. Одна из девочек профессионально занимается спортом, вторая выбрала творческую профессию дизайнера, а приемный сын помогает отцу в бизнесе.
Поставить детей на ноги
За последнее время в доме ребенка произошло немало изменений, и все они во благо детей. За счет бюджетных и спонсорских средств удалось отремонтировать пищеблок, ряд подсобных помещений, коридоров и групп, а также пожарные лестницы, мягкую кровлю над переходом и частично горячее водоснабжение. В доме появились пластиковые окна и для безопасности - автоматические ворота, во дворе ‑ новая игровая площадка. В группах ‑ радужные шторы, новые кроватки, манежи, развивающие игры, телевизоры, магнитофоны и видеотехника.
В июле прошлого года здесь открылось отделение реабилитации для малышей. С ними работают педагог-психолог, невролог, логопед, физиотерапевт. В сенсорной комнате есть разноцветная гроза, звездный дождь, волшебная нить из огоньков, проектор с цветными тематическими композициями, воспроизводятся звуки живой природы. С детьми здесь занимается педагог-психолог Мила Рустамова.
- Особенно важны такие занятия для детишек с ДЦП, органическими поражениями центральной нервной системы, поскольку они не умеют сами расслабляться, - говорит М.Рустамова. ‑ У малышей развиваются речь, слуховое и зрительное восприятие, тактильная чувствительность.
В зале лечебной физкультуры есть необходимое для реабилитации маленьких детей оборудование. Сухой напольный бассейн, крошечный велотренажер, спортивная стенка с лесенками и снарядами, стол и приспособления для массажа. Поставить детей на ноги - такую задачу в прямом смысле ставят перед собой специалисты, занимающиеся реабилитацией.
- Результаты занятий, конечно, есть, и нам приятно, что удается многим детям помочь, - рассказывает инструктор-методист по лечебной физкультуре и старший воспитатель Лариса Талызина. ‑ Например, у Юлечки проявлялись врожденные пороки развития, поражение центральной нервной системы, наблюдались умственная отсталость и синдром кошачьего крика. Она могла только лежать. После занятий девочка сначала научилась самостоятельно садиться, а сейчас, когда мы выправили ей укладочки в ортопедическом салоне, стала ходить по группе в ходунках. Артемка с ДЦП пошел самостоятельно, с ним занимались после сделанной в Туле операции. В результате мальчика забрала домой бабушка. У Сережи с рождения ножки не двигались, физиотерапия и массаж тоже помогли ему подняться, а дальнейшая судьба сложилась так, что он с приемными родителями улетел в Париж…
«Их ведь больше никто не накормит…»
Немало шума вызвала установка в доме ребенка системы видеонаблюдения: мол, для чего все это надо?
- Наши воспитанники ‑ это государственные дети, - объясняет начмед учреждения с многолетним стажем Светлана Карпук. ‑ Мы за них отвечаем. И ответственность эта огромная. Во-первых, теперь мы можем проследить, как выполняют сотрудники требования СанПиНа: соблюдают ли режим сна для малышей, правильно ли высаживают их на горшки - больше 20 минут их держать нельзя, это опасно для здоровья по физиологическим нормам, не босиком ли дети бегают, докармливают ли их воспитатели и няни - их ведь никто больше не накормит, полностью ли накладывают в тарелки порции.
Кроме того, видеонаблюдение необходимо, чтобы найти виновного или, наоборот, защитить добросовестного сотрудника в случае несчастного случая ‑ ведь речь идет об уходе за маленькими детьми. К примеру, в доме ребенка Красноярского края недавно произошел случай, когда младенец упал с пеленального стола, медсестра никому не рассказала об этом и не показала ребенка врачам, а молча подняла, завернула и положила в кроватку. Через неделю малыш умер от кровоизлияния. В Набережных Челнах происходили другие «ужастики» ‑ маленьким детям, чтобы они спали и не мешали спать няням, добавляли в пищу спиртосодержащую жидкость. Между тем для ребенка и несколько капель такого снадобья могут стать смертельной дозой. В Гомеле медсестра купала ребенка в ванной, уронила и тоже скрыла этот факт. Младенец умер от кровотечения печени.
- У нас были случаи, когда некоторые ночные няни во время дежурства спали с 10 вечера до 6 утра, - говорит Светлана Карпук. - А ведь ночью нужно быть на страже: маленьких детей, многие из которых с серьезными заболеваниями, нужно проверять каждый час: сухой ли, не разделся ли во сне, не упал ли. Мы стали на планерках делать замечания тем, кто не слишком добросовестно выполняет свои обязанности, потому и появились те, кто недоволен системой видеонаблюдения. Те же, кто всегда хорошо работал и относился к детям с любовью, продолжают так же работать и получать за это стимулирующие выплаты.
Заботы,
умноженные на сто
Безусловно, проблем у дома ребенка остается немало. Старое здание, в котором располагается учреждение, стало тесным, необходимы пристройки. Новый главврач поставила перед департаментом здравоохранения области вопрос о выделении дополнительных ассигнований на ремонт забора, асфальтовых площадей, отмосток, приобретении автобуса для перевозки детей, решении неотложных проблем, связанных с приобретением медицинского оборудования, памперсов, мягкого инвентаря. Родители, у которых есть хотя бы один ребенок, хорошо знают, сколько ему всего требуется. Можно себе представить, сколько всего нужно для ста малышей, страдающих от отсутствия мамы с папой.


^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
47 минут назад Владимирская таможня пополнила бюджет на 785 млн рублей после постконтроля
По результатам таможенных проверок после выпуска товаров в первом квартале 2024 года Владимирский таможней было взыскано около 785 млн рублей. К этим средствам относятся таможенные платежи, пени и административные штрафы…
сегодня в 11:14 «Ростелеком» и Соцфонд объявляют об открытии Х юбилейного конкурса «Спасибо интернету — 2024»
Начался прием работ на Х Всероссийский конкурс «Спасибо интернету — 2024», организованный «Ростелекомом» и Социальным фондом России при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и АНО «Цифровая экон…