В Суздале проходит шестнадцатый Всероссийский фестиваль анимационного кино. Создать один полнометражный мультфильм намного дороже, нежели сразу несколько (речь идет о сериалах). Что же касается финансирования анимации, то значительной государственной поддержкой оно заручиться сегодня в полной мере не может. Частные же инвесторы вкладывать средства в производство мультфильмов не спешат, боятся.
Отличие нынешнего фестиваля анимационного кино прежде всего в том, что режиссеры-аниматоры активно обсуждают продюсирование мультфильмов. В рамках фестиваля пройдет конгресс, призванный решать вопросы коммерческие.- Нам необходимо заниматься непосредственно творчеством, - рассуждает режиссер-аниматор Андрей Соколов. - Хотя финансовая сторона вопроса имеет место всегда. Если ты используешь средства господдержки, то фильм в дальнейшем может просто лечь на полку, скажем, съездив на фестиваль. Ведь ты не должен их «отбивать». А когда у тебя за спиной продюсер и его деньги, то ты продолжаешь, продукт обязательно должен быть раскручен.
На фестивале представлена работа режиссера Андрея Соколова под названием «Космические археологи» или, как мультфильм называют сами создатели, «Комические ахреологи». И если бы не финансовая помощь студии «Петербург», что выпускает «Смешариков», на создание этой работы средств, что выделило государство, креаторам не хватило бы.
- Эта студия нам очень сильно помогла, - добавил Андрей Соколов. - Мы сейчас готовим еще сценарии к созданию следующих серий. Параллельно делаем полный метр. На данном этапе сделана раскадровка, озвучка черновая... Вообще этот фильм задумывался мной как трилогия.
Безусловно, чтобы увидеть эти мультфильмы, скажем, в кинотеатрах, нужны продюсеры. Сегодня мы на больших экранах видим зарубежную анимацию, причем не очень хорошего качества.
- То, что сегодня может купить телевидение, кинотеатры, - это недорогой продукт, а следовательно, не совсем качественный, - отмечает режиссер-аниматор Алексей Алексеев. - Мы думаем, что там нет хорошей анимации, но это заблуждение. Там все есть, вопрос в том, что покупать.
Рыночные отношения не могли не коснуться анимации. По мнению ведущих специалистов в этой области, необходимо переходить на рельсы самофинансирования. Иными словами, привлекать инвесторов, продюсеров к данному виду творчества. Иначе «страдает» и национальная культура.
- Наши фильмы - они наши, - отмечает известный российский аниматор Сергей Меринов. - Сделаны русскими людьми, с нашим менталитетом. Важный момент в том, что хотелось бы воспитывать детей на наших фильмах. В Англии, например, или особенно во Франции очень сильно поддерживают свою анимацию, потому что они хотят, чтобы их дети воспитывались на национальной французской культуре. И для нас это важно.
Засилье зарубежной мультипликации сегодня налицо. Именно поэтому российские творцы говорят о необходимости поддержки, пусть даже не государства, но частных инвесторов.
- Мультипликация - дорогое искусство, медленное, но очень важное, - добавляет Сергей Меринов. - Хороший ведь был проект «Гора самоцветов» нашей студии «Пилот», который государство поддержало. Объявили, правда, о триумфальном его окончании. Всего создано 54 фильма в рамках проекта. Последние 6 серий будут представлены на этом фестивале. Очень жалко, что прекратили, надеемся, что найдем возможность его поддержать, ведь изначально задумывалось создать 100 серий. Более ста народностей живет в нашей стране, и много сказок еще не рассказано.
Что же касается заинтересованных инвесторов, то они у студии «Пилот» есть. Идет производство сериала «МультиРоссия» (цикл социальных мультфильмов о жизни в регионах нашей страны) при поддержке Русского географического общества. По словам Сергея Меринова, они заинтересованы в том, чтобы шел такой сериал на каналах «Культура», «Россия», «Бибигон», где дети узнавали бы из пластилиновых мультфильмов что-то новое о нашей стране.
Что ж, в программе фестиваля этого года сериалов очень много. И тенденция заметна: анимация встает на индустриальные рельсы. Что еще примечательно - среди присланных работ много студенческих и молодежных проектов. А значит, будущее у российской мультипликации есть. И студии сейчас находятся не только в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, но и в Ярославле, Екатеринбурге, Саратове. Есть работы, присланные из ближнего зарубежья, в частности из Белоруссии. В рамках фестиваля запланировано более пятидесяти творческих встреч с режиссерами-аниматорами, художниками. Показы пройдут не только в Суздале, но и в Александрове, Ковровском, Юрьев-Польском и Судогодском районах.