Из Владикавказа, со второго всероссийского конкурса «Воспитать человека», организованного Министерством образования и науки РФ, с победой вернулись сразу два педагога из Владимирской области. Наталья Гладских из средней школы № 9 г. Коврова стала лучшим заместителем директора по воспитательной работе, а ее коллега из той же школы Нина Волынкина - абсолютным победителем в номинации «Социальный педагог».
В БесланеМестом проведения такого важного для педагогической общественности всей России конкурса не случайно была выбрана именно столица Северной Осетии. Здесь, по единодушному признанию всех участников, уделяется огромное внимание развитию системы образования и воспитания. Однако в республике сохраняется и напряжение. Так, безопасность гостей конкурса во Владикавказском аэропорту и в Беслане охраняли вооруженные наряды милиции.
Свое пребывание в Северной Осетии педагоги начали с посещения первой Бесланской школы, где возложили цветы к мемориалу, почтили память погибших детей, коллег, тех, кто положил за учеников собственные жизни.
- Полуразрушенное здание школы, в которой произошел жестокий теракт, так и стоит нетронутым, там сделали музей, - рассказали ковровские педагоги. - Спортивный зал с провалившимся полом, где во время трагедии находились около 1300 человек, списки детей и надписи на покрытых копотью стенах…
Директор музея, поседевшая от пережитого женщина средних лет, сама работала педагогом в школе, где был совершен теракт, и потеряла двух детей. Она поведала о том, что после трагедии Беслан напоминал сплошную похоронную процессию.
- Погибли 186 человек, в основном маленькие дети. 150 после ранений стали инвалидами. 22 ребенка остались сиротами и попали в детский дом, - взволнованно пересказывает услышанное в Беслане Нина Волынцева. - У некоторых погибли целые семьи. На кладбище-мемориале под названием «Город ангелов» я увидела одну и ту же фамилию сразу на семи гранитных плитах. Впечатление от посещения этого места тягостное. Повсюду возле могил - скульптуры ангелов, цветы, игрушки. Нас просили не плакать, но сдержать слезы было невозможно...
Взамен старой в Беслане построили две новые огромные школы. Современные, просторные, светлые, с бассейнами, хореографическими зеркальными классами, спортивными залами с кондиционером, комнатами релаксации, огромным библиотечным центром и медиатекой. Однако все были единодушны: никому не хотелось бы, чтобы новые школы доставались такой страшной ценой.
О жажде жизни и Ермолове камне
- Мы увидели в глазах местных жителей огромную жажду жизни, причем как у детей, так и у взрослых, - рассказывает учитель истории Инна Яковенко, которая ездила на конкурс в качестве сопровождающей. ‑ Культурная программа, приготовленная для нас, была великолепна. Особенно танцы ‑ народов мира, Осетии. Восхищало то, что дети не просто танцевали, они жили в танце!
Участники конкурса побывали на спектакле «Правдивая история» в местном русском драматическом театре им. Вахтангова, очень уютном и красивом.
Особое впечатление оставила у владимирских педагогов экскурсия в горы по Военно-Грузинской дороге. Ездили за блок-пост к горе Казбек и рассматривали у ее подножия Ермолов камень. Это гигантский валун, расположенный в пойме реки Терек у селения Ларс. Вес его достигает 15 тысяч тонн. Название огромному камню было дано в честь генерала Алексея Петровича Ермолова - одного из самых значительных русских администраторов и политиков ХIХ века, легендарного «проконсула Кавказа». По преданию, в 1821 г. А.П.Ермолов на этом камне заключил договор с дагестанским ханом и любил останавливаться здесь, путешествуя по Военно-Грузинской дороге.
Дух соперничества
Более 150 участников и гостей Северной Осетии встретились, чтобы поделиться секретами воспитания детей. География конкурса охватила 41 регион России - от Москвы до Ямало-Ненецкого автономного округа, от Архангельской до Астраханской области, от Санкт-Петербурга до Приморья.
- Это были напряженные, интересные, насыщенные событиями дни, пронизанные духом соперничества, - вспоминают педагоги. - Психологически было очень трудно. Нужно было показать профессиональное мастерство в открытых масштабных мероприятиях, в том числе и на занятиях с детьми. Эмоций - через край. Очень помогала сопровождавшая нашу делегацию Инна Яковенко. Она оказалась квалифицированным помощником: заполняла все бумаги, делилась взглядом со стороны, советовала и ежедневно до глубокой ночи выслушивала все, что накипело у нас на душе.
Заведующая кафедрой теории и методики воспитания Владимирского института усовершенствования учителей Ирина Попова работала в составе жюри конкурса по одной из номинаций, а в последний день давала мастер-класс о современных технологиях воспитания. А всего номинаций было шесть: для воспитателей детского сада, школ-интернатов, групп продленного дня, детских оздоровительных учреждений, для классных руководителей, заместителей директоров и социальных педагогов.
Посадить сад, рассмотреть в гадком утенке прекрасного лебедя…
Среди финалистов шел серьезный творческий спор за право быть лучшим. Приходилось «кружиться» в вихре презентаций, мастер-классов, импровизаций. И наши воспитатели стали лучшими! Социальный педагог ковровской школы № 7 Нина Волынкина, окончившая Санкт-Петербургский университет, оказалась сильнее соперников в плане технологической подготовки, занятий с детьми по особой «формуле счастья». Она ярко представила себя как личность: свой жизненный и педагогический опыт, профессиональный потенциал. Жюри высоко оценило ее оригинальный авторский проект, названием которого стала фраза из стихов Марины Цветаевой «…Пошли мне сад…».
Оказалось, что летом Нина Ивановна работала с детьми «группы риска», пережившими в жизни тяготы и лишения, прежде всего из-за пьющих родителей. Она добилась, чтобы ребята во время работы в трудовой бригаде по озеленению почувствовали себя свободными и успешными. Получилось. Красивый сад расцвел не только возле школы, но и в душах детей. После такого «урока жизни» Нина Ивановна не услышала ни от кого ни одной жалобы по поводу поведения своих воспитанников. И это лучший результат!
Молодой заместительнице директора школы по воспитательной работе Наталье Гладских больше всего запомнился конкурс-импровизация.
- Нам показали фрагмент нового мультфильма «Гадкий утенок», - рассказывает она. - Нужно было в трех предложениях определить проблему героя-ребенка, нестандартные пути решения этой проблемы и возможности использования этого ролика. На выполнение задания отводилось 20 минут.
Наталья увидела проблему в том, что одаренного, нестандартного ребенка считают изгоем общества. Предложила личностную траекторию его развития и психолого-педагогическое сопровождение на протяжении его пути. Чтобы показать утенку-ребенку: за забором вовсе не гадкий птичник, там существует лучший мир, где он будет востребован. Сама идея замечательна ‑ возможностью вырваться из «дурного общества» и стать прекрасным лебедем.
В итоге наши участницы выдержали финальный марафон до конца, стали абсолютными победительницами конкурса, получив в награду «Ордена Пламенного сердца», часы и стеклянный кубок.