Как оценивать качество школьного естественно-математического образования? Только ли единый государственный экзамен (ЕГЭ) является индикатором деятельности учителя? Новые подходы, разработанные учеными и педагогами, обсуждались на областной научно-практической конференции, прошедшей на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования.
В конференции приняли участие ученые из Москвы, разработчики КИМов (контрольно-измерительных материалов) для ЕГЭ по биологии Георгий Лернер и Валерий Рохлов, а также учителя естественно-математических предметов со всей области.Ребенок в центре внимания
Споры за и против ЕГЭ все еще продолжаются. Между тем выпускники школ в этом году будут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ уже в десятый раз! Теперь к ним присоединяются 9-классники, а в перспективе итоговую аттестацию в виде тестирования собираются ввести и для учеников 4-х классов.
- У нас есть большой опыт организации, подготовки и проведения ЕГЭ, но есть и проблемы, о которых мы не можем умалчивать, - отметила проректор ВИПКРО Галина Чикунова. ‑ Впереди нас ждет переход на новые образовательные стандарты. Как готовить детей с учетом нововведений?
Представление о результативности школьного образования изменилось. Если раньше главным считалось усвоение знаний, то теперь ‑ «сформированные компетенции» и самореализация личности.
- Большие надежды на перспективы развития образования связаны со стандартами второго поколения, где главными становятся личностные ориентиры и результативность каждого ученика, - поясняет завкафедрой гуманитарного образования ВИПКРО Татьяна Дебердеева. ‑ Ребенок - в центре внимания, все крутится вокруг него, а результаты дети дают разные. Однако между прекрасной теорией и практикой пока пропасть. Предметное содержание теперь носит вариативный характер, однако государственная итоговая аттестация и ЕГЭ не прекращают существования. Кроме того, от учителя требуют индивидуально-личностного подхода к ребенку, увеличивая количество учеников в классе и сокращая психологическую службу.
Результаты ЕГЭ стали лучше
В 2010 году результаты ЕГЭ по биологии выпускников Владимирской области улучшились на 5% по сравнению с предыдущим годом. Средний полученный выпускниками балл ‑ 54. Основные трудности у ребят вызывали задания содержательного блока «Организация человека и его здоровье». Из 1197 сдававших неудовлетворительные оценки получили 69 человек (5,8%). Максимальные 100 баллов набрала одна ученица - Ирина Мурашкина из Ковровской школы № 10. Аттестационные комиссии сделали вывод: преподавание курса биологии в общеобразовательных классах не обеспечивает усвоения учащимися высокого уровня биологического знания, поскольку ориентируются на усвоение базового уровня. 61,7% выпускников подтвердили это результатами ЕГЭ.
Несколько лучше, чем биологию, выпускники области сдали в прошлом году и обязательный предмет - математику. Из 6621 человека несдавших оказалось всего 2,6% (по РФ ‑ 3,5%). Для сравнения: в 2008 году «неуды» получили 26% учащихся, в 2009-м ‑ 12%.
Три человека получили максимальное количество баллов ‑ от 89 до 100.
Однако средний балл по математике у наших выпускников невысок ‑ 38, а по России ‑ 43,7. По территориям самые хорошие результаты у выпускников Радужного (средний балл - 46), Гусь-Хрустального (43 балла), округа Муром (42), Кольчугинского района (41), Владимира и Коврова (40). Самый низкий средний балл - у одиннадцатиклассников Юрьев-Польского района (29).
Биология ‑ лидер среди предметов по выбору
- Мы являемся виновниками происходящего в образовании, в том числе и проведения ЕГЭ. Постоянно работаем с преподавателями, учитываем их пожелания и стараемся совершенствовать эту форму аттестации, - заявил завкафедрой методики преподавания биологии МИОО (Московского института открытого образования) Георгий Лернер. - Дети сегодня мало читают, плохо владеют даже родной речью, не умеют самостоятельно работать с учебной литературой. Да и нужно ли им это? У них другой стиль мышления...
- Два последних года биология держит одно из первых мест среди предметов по выбору, - констатирует доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО Валерий Рохлов. - Она кажется детям легче, чем остальные предметы, но они заблуждаются. К примеру, в 9 классе экзамен включает в себя знания сразу за четыре учебных года, между тем программой не предусмотрено повторение материала.
Что выявляет ЕГЭ?
Общий уровень усвоенных знаний. Выявляет ли повышенный и творческий уровень? По некоторым предметам - несомненно.
- Мы точно знаем, что шестую задачу по математике решает редкий ученик и даже учитель, готовящий к ЕГЭ, - говорит Георгий Лернер. - На некоторые вопросы части «С» по истории, требующие аргументации собственного мнения, ответы очень сложны. Форма контроля усвоения учебного материала в виде ЕГЭ удобна для учителя и ребенка. Претензии предъявляют те, кто слабо занимался. Но если дети в течение учебных лет периодически сталкиваются с этой формой контроля, то ничего страшного для них при сдаче ЕГЭ нет, полагает Лернер.
Выявляет ли ЕГЭ способных и одаренных детей?
По наблюдениям ученых, из всех учеников, как правило, 5% составляют отличники и 5% - двоечники. Из оставшихся половина ‑ троечники, вторая половина ‑ учатся на четверки.
- Парадоксально, но двоечники иной раз отвечают на тесты лучше, чем отличники, - утверждает Георгий Лернер. - У них срабатывает инстинкт самосохранения, прагматизм. Они ‑ самые творческие личности из-за способности выживания! Отличники лишены креатива, из них, как правило, выходят хорошие исполнители. Думаю, что даже среди чиновников от образования много бывших двоечников. Для того чтобы выжить, они придумывают все новые документы, бумаги и приказы.
- Вспомните, выявляли ли одаренных детей вступительные экзамены в вузы раньше? В крайних случаях. Этим занимались некоторые факультеты МГУ и творческие вузы, к примеру, театральные. Риск не понравиться, не попасть по знакомству в «ректорский список» и не поступить был достаточно велик. Особенно в 90-е годы, когда ценность образования упала, а стоимость стала возрастать. В это время увеличивались «ректорские списки» и появлялись платные вузы, набиравшие фактически кого угодно, лишь бы обеспечить финансовый уровень своего института или факультета.
- Что происходит сейчас при сдаче ЕГЭ? Я ‑ заместитель председателя предметной комиссии. Никто из моего окружения не имеет доступа к тому, чтобы внести в результаты хоть какие-нибудь правки и повлиять на результат за деньги, - утверждает Георгий Лернер.
В течение ряда лет у нас появлялось большое количество «100-балльников» в маленьких республиках. В маленьком городе или селе каким-то образом учителя могут организовать 100-балльную работу при сдаче ЕГЭ. В прошлом году были исключены из процесса обработки результатов ЕГЭ три региона, так как результаты были натянуты.
- Знаю, что в ряде вузов «дутых» 100-балльных студентов берут учиться за деньги, а после первого курса отчисляют, не возвращая оплаты, причем предупреждая о возможности такого развития событий с самого начала, - откровенно заявляет Георгий Лернер.
Натаскивать или учить в творческой манере?
Дети к 17-18 годам начинают осознавать, чего они хотят. Раньше ‑ редко, только очень талантливые, конечно, сказывается и влияние родителей.
К сожалению, негативное отношение к ЕГЭ складывается из-за того, что после приказа об итоговой аттестации во второй половине года учителя занимаются натаскиванием ‑ констатируют ученые.
- Что же делать?
- С 1 сентября учить детей в творческой манере, используя все виды контроля, периодически проверяя их знания в форме ЕГЭ, - отвечает Г.Лернер. - Сеять разумное, доброе, вечное! ЕГЭ ‑ не обязательно индикатор деятельности учителя. Важно, чтобы на уроках у детей был живой блеск в глазах и каждый был бы занят. ЕГЭ по некоторым предметам выбирают по 2-3 человека. На дополнительные занятия выделяют час в неделю, и этого мало. Но нужно научить, чтобы дети работали самостоятельно, а за собой оставить роль консультанта.
Разработчики КИМов уверяют: стандарты второго поколения пока ничем не обеспечены - ни программами, ни структурой, ни учебниками, ни авторами, ни деньгами. Сама идея стандартов замечательна. Ребенок должен уметь решать какие-то проблемы и делать это самостоятельно. Роль учителя - руководить познавательной деятельностью школьников в соответствии со стандартами второго поколения: самостоятельно выбирать содержание, составлять развивающие задания, устанавливать логические звенья между текстом и содержанием, работать в лабораториях. Сегодня бессмысленно только пересказывать содержание учебников и следовать методичкам! Именно самостоятельная работа учащихся над конструированием и решением проблем позволит хоть что-либо изменить к лучшему.